рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
18

Прежде конфликты рассматривались негативно и их подавляли. Современная точка зрения – многие конфликты не только допустимы, но и желательны, так как они позволяют выявить «подводные камни», скрытые от глаз процессы, получить дополнительную информацию, что в целом, облегчает процесс управления и способствует повышению его эффективности. Признаками конфликта является формирование и переживание противниками (оппонентами) выраженных негативных эмоций по отношению друг к другу.

Существует несколько причин возникновения конфликтов.

1. Объективные причины – обстоятельства социального взаимодействия людей, приводящие к столкновению их интересов. К ним относятся:

- естественное столкновение интересов людей, главным образом материальных, в процессе их жизнедеятельности;

- ритм и напряженность самой деятельности (тяжелая физическая и нервная нагрузка);

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности материальных и духовных благ;

- устойчивые стереотипы межличностных отношений, связанные с противодействием и противоборством;

- слабая разработанность нормативно-правовых процедур разрешения социальных противоречий.

2. Организационно-управленческие причины – связаны с созданием и функционированием организаций, групп, коллективов. К ним относятся:

- структурно-организационные: несоответствие структуры организации требованиям деятельности;

- функционально-организационные: неоптимальность связей между структурными элементами организации и отдельными исполнителями;

- личностно-функциональные: несоответствие личных качеств работника требованиям занимаемой должности;

- ситуативно-управленческие: ситуативные ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения конкретных задач.

3. Социально-психологические причины – обусловлены непосредственным взаимодействием людей, их включением в социальные группы. Они включают в себя:

- нарушение баланса ролей в социальном взаимодействии;

- искажение и потеря информации в процессе межличностной коммуникации;

- расхождение позиций, вызванное подходом к проблеме с различных сторон;

- различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга;

- психологическая несовместимость.

4. Личностные причины – связаны с индивидуально-психологическими особенностями людей. К ним относятся:

- субъективная оценка поведения партнера как недопустимого;

- плохое развитие эмпатии;

- неадекватный уровень притязаний;

- выраженные акцентуации характера;

- агрессивность, грубость, низкий уровень общей психологической культуры, компетентности в общении.

Конфликты классифицируются по ряду признаков.

1. По отношению к отдельному субъекту конфликта: внутренние и внешние конфликты.

Внутренние конфликты – это внутриличностные конфликты, которые обусловлены противоречием человека с самим собой (необходимость выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий; несовпадение внешних требований и внутренних позиций; неоднозначность восприятия ситуации, целей и средств их достижения).

Внешние конфликты – включают межличностные конфликты и конфликты между личностью и группой.

Межличностные конфликты порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне проявляются как несовпадение характеров, личных взглядов. В организации их составляет 75% - 80% от всех видов конфликтов.

Конфликты между личностью и группой – обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, межгрупповые порождаются борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния.

2. По отношению к организационному уровню, к которому принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные конфликты – конфликт между отдельными направлениями деятельности организации, между формальным и неформальным коллективами.

Вертикальные конфликты – конфликты между различными уровнями иерархии.

3. По сфере возникновения и развития конфликты бывают деловые и личностные.

Деловые конфликты – связаны с официальной деятельностью человека, выполнением им должностных обязанностей.

Личностные конфликты – проявляются в неофициальных отношениях между людьми.

4. По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты бывают:

- симметричными – распределяются поровну;

- ассиметричными – одни выигрывают или теряют больше, чем другие.

5. По внешнему проявлению конфликты бывают:

- скрытыми – участники конфликта прячут его от посторонних глаз или конфликт еще не созрел. Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги;

- открытыми – проходят на виду у всех, могут образовывать различные клики (группы сотрудников).

6. По характеру конфликты бывают:

- объективными– такие конфликты связанны с реальными проблемами и недостатками в организации;

- субъективными – обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий.

7. По своим последствиям конфликты бывают:

- конструктивными – предполагают возможность рациональных преобразований в организации;

- деструктивными – конфликт не имеет под собой реальной почвы. сначала он разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в производственный процесс.

Каждый работник – индивидуальность, личность со своими особенностями, которые придают ему свое психологическое лицо, делают его неповторимым и интересным для других людей. Однако среди множества его черт могут быть и такие, которые повышают вероятность возникновения проблем в работе и напряженности в общении. Психологическими факторами возникновения конфликтов могут стать наиболее конфликтогенные типы работников.

1. «Реактивные» субъекты – люди, у которых реакция в ответ на происходящее (слово, дело), возникает стремительно и мгновенно. Они импульсивны, вспыльчивы и гневны, их поступки и высказывания часто не отличаются продуманностью (не успел подумать, а уже сказал). Если же они вдобавок обладают повышенной раздражительностью и враждебностью, реагируя на критику, эти качества образуют «взрывоопасную смесь» и стать источником конфликта.

2. Ранимые и чувствительные субъекты – обидчивы, мнительны, им присущи тревожность и пессимизм. Они видят несправедливость, подвох там, где их нет. Готовы бесконечно обсуждать эту тему с окружающим, вовлекая их в свои проблемы.

3. Критичные и категоричные люди – считают, что имеют единственно правильное мнение. Они учат других как себя вести правильно и разумно, не замечая, что окружающих это выводит из себя.

4. «Взрослые дети» - у таких людей эмоции преобладают над рассудком. Они недостаточно критичны по отношению к себе, преувеличивают роль обстоятельств и людей в собственной жизни.

5. Личности с неразвитыми навыками общения – плохо владеют общепринятыми стереотипами.

6. Люди с деформацией личности – дисгармоничность личностной организации, приводящая к неадекватному восприятию себя и людей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту