- построение организационной структуры системы управления организацией;
- создание организации как системы;
- формирование устойчивой совокупности всех сторон деятельности организации.
Эффективность функции «организация» во многом будет зависеть от организационной культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик:
- осознание работниками своего места в организации;
- внешний вид и одежда работников;
- привычки и традиции в организации;
- трудовая этика;
- взаимоотношения между людьми;
- вера в успех, в руководство организации.
Функция «Обучение» - подразумевает процесс качественного совершенствования и развития работников организации, направленный на эффективную реализацию индивидуальных и коллективных целей.
Обучение в организации включает:
- профессиональное обучение персонала;
- переподготовку, профориентирование и адаптацию новых работников;
- ротацию кадров;
- повышение квалификации работников;
- служебно-профессиональное продвижение работников, планирование ими деловой карьеры;
- работу с кадровым резервом руководителей;
- самообучение работников;
- вовлечение работников в управление предприятием;
- интеллектуально – культурный рост, духовное развитие персонала.
Такой тип организации получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся организацию от других – это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.
Функция «Координирование» - заключается в устранении несоответствия между всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.
Функция «Мотивация» - заключается в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников.
Функция «Учет» - осуществляется для получения информации о состоянии дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и группировки данных, характеризующих объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.
Функция «Анализ» - представляет собой комплексное изучение деятельности и оценка деятельности.
Анализ включает:
- выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления;
- выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами;
- количественная оценка эффективности деятельности организации;
- определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.
Существуют следующие методы анализа:
- сравнительный анализ;
- балансовый анализ;
- анализ по отклонению показателей;
- факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования;
- функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений;
- анализ средних, абсолютных и относительных величин;
- индексный анализ;
- анализ группировок.
Функция «Контроль» - состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.
По времени существования различают три вида контроля:
- предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур;
- текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи;
- заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами.
Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.
Функция «Регулирование» - устраняет отклонения от заданного режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности, установление рациональных связей между всеми звеньями менеджмента.
Законом считается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение в природе и обществе. Выделяют три группы законов:
- всеобщие или универсальные, например, законы диалектики;
- общие для больших групп явлений, например, закон общественного отбора;
- частные или специфические, например, закон оптимальной нормоуправляемости.
Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки. Их нельзя запретить, забыть, отменить или уничтожить. Закономерности управления следует отнести к частным законам общества, которые мало исследованы. Так в научной литературе 60-70-х гг. о них даются начальные понятия, а в современных учебниках по менеджменту о них практически не упоминается, зато приводятся принципы управления, которые, строго говоря, должны вытекать из закономерностей управления.
Закономерности управления – это частные законы, действующие в сфере общественного производства, обладающие рядом свойств: выявление конкретной общественной потребности или потребностей группы людей; исследование потребностей на устойчивость или повторяемость; исследование количественных зависимостей между факторами объекта и субъекта управления; выведение устойчивой связи между явлениями (формулы, нормативы). Закономерности управления в систематизированном виде представлены в табл
Таблица
Характеристики закономерностей управления
Группа законов и названия закономерностей | Комментарий |
1. Управление производством | |
1.1. Единство принципов управления на всех ступенях народного хозяйства 1.2. Пропорциональность и соотносительность частей организации: основного и вспомогательного производства, внутрицеховая специализация и кооперация 1.3. Непрерывность и ритмичность кругооборота движения основных производственных фондов 1.4. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении 1.5. Рациональная звенность структурных подразделений организации (управляющей и управляемой систем) |
Возможно в условиях господства однопартийной системы и государственного регулирования экономики в социалистическом государстве Характерно для крупных предприятий, построенных по принципу натурального замкнутого хозяйства Правомерно для стабильной плановой экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением нормативных коэффициентов, сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов Закономерность реализуется на основе исследования факторов численности персонала в верхнем, среднем и нижнем звеньях управления Существует рациональное число звеньев управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства |
2. Экономические законы | |
2.1. Закон единства производительных сил и производственных отношений 2.2. Закон расширенного товарного воспроизводства Д-Т-Д’-T’-Д’’ 2.3. Закон планомерного и пропорционального развития народного хозяйства 2.4. Закон распределения по труду в обществе 2.5. Закон возрастания издержек (относительных, вмененных) 2.6. Закон предельной полезности (сокращающейся, убывающей) 2.7. Закон тенденции падения нормы прибыли (норма прибыли – отношение полученной прибыли к стоимости авансированного капитала) 2.8. Закон убывающей производительности труда и капитала |
Действует в рамках одной общественно-экономической формации: феодальной, капиталистической, социалистической Распространяется на несколько общественно-экономических формаций и предполагает динамическую последовательность изменения форм товара с приращением стоимости после каждого цикла Характерен для общества с государственно регулируемой экономикой, построенного на моделях межотраслевого баланса и оптимального функционирования экономики В соответствии с теорией трудовой стоимости, распределение общественного продукта производится пропорционально количеству качеству затраченного труда работников Утверждает, что с ростом производства одного продукта за счет уменьшения производства другого издержки на производство единицы продукта возрастают Выражается в том, что по мере роста потребляемых благ их предельная полезность уменьшается Утверждает, что с ростом производительной силы труда и изменением органического строения капитала происходит падение нормы прибыли Исходит из теории убывающего плодородия почвы и говорит о сокращении эффективности последовательных затрат труда и капитала при производстве однотипного продукта |
3. Законы организации | |
3.1. Закон синергии – усиление или ослабление потенциала организации: - положительный: 2+2 = 5 - отрицательный: 2-2 = 0 3.2. Закон самосохранения 3.3. Закон развития 3.4. Закон информированности - упорядоченности 3.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза) 3.6. Закон композиции и пропорциональности (гармония) R1,R2 Rn > 0 композиция (набор) Nc К1,К2…Кn > 0 пропорциональность (Кi x Ri) – max, где Кi – коэффициент соотносительности; Ri - ресурс (потенциал) системы. 3.7. Закон рационального диапазона управления (формула В.А. Грайкунаса) N = n [2 n-1 + (n – 1)], Где N – количество возможных взаимосвязей сотрудников организации, ед.; n – число подчиненных у руководителя. 3.8. Закон Паркинсона «Растущая пирамида» 2 Sm + L x = ------------ , n где х – необходимое число сотрудников; S – количество служащих, набирающих себе подчиненных, чтобы продвинуться по службе; L – число лет, проведенных на работе; m – количество человеко-часов, потраченных на обработку информации; n – количество нужных сотрудников. |
Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциала входящих в нее элементов, либо существенно меньше Каждая социальная и материальная система стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурсы). Каждая система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования Каждая социальная организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций по одной из выбранных моделей развития: анализ – корректировка – синтез – корректировка – анализ; создание - реорганизация – укрупнение – разукрупнение – ликвидация – создание Каждая система стремиться сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции). Исходя из этого, каждая организация должна иметь обоснованный стратегический план деятельности и стараться его реализовать в определенном периоде времени Число прямых единичных, прямых групповых и перекрестных должностных связей в организации находится в геометрической прогрессии. Выведены рациональные нормы управляемости: высшее руководство от 4 до 8 чел., среднее звено от 8 до 20 чел., нижнее звено от 20 до 40 чел. Закон утверждает, что существуют внутренние потребности саморазвития организации, если они не ограничены внешней средой или вышестоящей организацией. Рост числа сотрудников, в среднем происходит на 5,7% в год независимо от роста объема работы. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации |