рефераты по менеджменту

Основы менеджмента (справочно-информационные материалы)

Страница
7

Управление социально-экономическими системами

Известно, что один человек сам управляет собой, т.е. действиями, осуществляемыми единолично по собственным планам. В отличие от этого совместная деятельность многих людей требует всестороннего согласования и координации в процессе ее осуществления. Этот факт объективен, поэтому главным в управленческой деятельности является установление согласованности действий участников совместной работы и ее поддержание в данном процессе. Следовательно, сущность управления состоит в его функции обеспечивать согласованность в кооперированной деятельности людей. Что представляют собой сущностные компоненты управления?

1. Управление как вид деятельности – профессиональная деятельность людей, реализуемая путем выполнения ряда управленческих функций, направленных на эффективное функционирование организационных систем.

2. Наука управления – совокупность знаний о законах и закономерностях, принципах, функциях, формах и методах целенаправленной деятельности людей.

3. Искусство управления – способность руководителя эффективно применять на практике полученные знания и накопленный опыт, обусловленная его личностными качествами.

Управление в самом общем виде – это внутренне присущая функция системы, обеспечивающая сохранение и развитие ее качеств, специфики, свойств, ее определенность, исходя из принципа устойчивости и закона равновесия. Понятие менеджмент (management) в переводе с английского языка означает управление. В русско-английских и англо-русских словарях понятие управление и менеджмент рассматриваются как синонимы.

Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс.

Менеджмент имеет два основных функциональных назначения – это наука и одновременно практика.

Менеджмент как наука изучает отношения между людьми в процессе производства, управленческого воздействие субъекта управления на объект управления (рис).

 
Рис. Процесс управленческого воздействия

Особенность процесса управления – единство и взаимосвязанность его составных частей, что обеспечивается обратной связью.

Каждая организация представляет собой систему – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам. Для системы характерна выраженная иерархия. В любой организации имеются управляющая подсистема (субъект управления) и управляемая подсистема (объект управления). Управление – это интеллектуальная специальная деятельность людей, осуществляемая для перевода объекта управления из исходного состояния в желаемое.

Организация представляет собой систему, состоящую из подсистем: административной, экономической, технической, финансовой, технологической, закупочно-сбытовой, социальной и др. Эти подсистемы в процессе функционирования организации системно взаимодействуют между собой таким образом, что каждое изменение в одной из подсистем влечет за собой изменения во всех других подсистемах и в системе – организации в целом. Существует несколько подходов к управлению (рис).

Рис. Подходы к управлению

Понятие и классификация организационных структур

Под организационной структурой системы менеджмента понимается совокупность управленческих подразделений, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций для достижения целей организации. Основу общей структуры составляет совокупность обособленных видов деятельности, направленных на достижение целей организации.

Существуют формальные и неформальные организационные структуры. Формальная – организационная структура, выбранная и установленная путем соответствующих организационных мероприятий, неформальная – возникшая на основе взаимоотношений между членами коллектива, единства или противоречий их взглядов, интересов и целей.

Рассмотрим формальные организационные структуры. К ним относятся механистические (бюрократические) и органические организационные структуры. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов – сложности, формализации и централизации (децентрализации).

Первый компонент – сложность означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности, в том числе ее функций (дифференциация по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура.

Второй компонент, формализация, определяется степенью однотипности управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует.

Третьим показателем свойств организационной структуры является степень централизации (децентрализации) управления в ней. Она зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимается решение.

Организационная структура механистического типа характеризуется большой сложностью, большим числом подразделений по вертикали; высокой степенью формализации; ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия персонала в принятии решений. Механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида управления.

Организационная структура органического типа, наоборот, более простая, имеет широкую информационную сеть, менее формализована, управление в ней децентрализовано. Органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, самостоятельность в принятии решений на низшем уровне.

Организационная структура механистического типа работает как отлаженный механизм, органического типа – как живая клетка.

Организационные структуры механистического типа

Организационные структуры механистического типа можно разделить на четыре категории:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту