13. По степени охвата: общая информация для предприятия и частная для подразделений, служб.
14. По способу приема передачи: курьером, почтой, электронная передача.
15. По адресации: исполнителю, подразделению, службе.
16. По значимости: главная, второстепенная, случайная.
17. По сохраняемости: длительно сохраняемая информация и сохраняемая на короткое время; не сохраняемая.
18. По способам обработки: ручным способом, машинным, смешанным.
19. По степени секретности: информация особой важности; совершенно секретная; для служебного пользования; не секретная.
Основная цель коммуникационного процесса – это обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента (рис):
- отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение – информация, закодированная с помощью символов;
- канал – средство передачи информации;
- получатель – лицо, которому предназначена информация.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов.
1. Зарождение идеи – отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Идея еще не трансформирована в слова, отправитель решил только, какую концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией.
2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Далее отправитель должен выбрать канал: передача речи и письменных материалов или электронные средства связи. Если канал непригоден для физического воплощения символов, то передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен. Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом.
3. Передача – физическая передача сообщения, которую многие ошибочно считаю за сам процесс коммуникации.
4. Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Если реакции на идеи не требуется, процесс обмена информацией на этом завершается. Обмен информацией считается эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Передача информации возможна лишь посредством знаковых систем, которые используются в коммуникационном процессе. В практике используются коммуникативные средства общения, такие как вербальные и невербальные средства коммуникации.
В вербальных средствах коммуникации в качестве знаковой системы используется человеческая речь: лексика, стилистика, грамматика и семантика.
При передаче сообщения необходимо возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, то есть высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. Необходимо знать, что часть информации при передаче теряется и искажается.
Под организационной культурой в современном менеджменте понимается сложная система взаимосвязанных базовых предположений сотрудников, их ценностных ориентации, верований и ожиданий, определяющих внутриорганизационные взаимодействия персонала, а также их служебную деятельность за ее пределами.
Базовые предположения, которых придерживаются сотрудники организации в своем поведении и деятельности — это специфика видения и понимания ими своего коллектива и отношений в нем, рабочего пространства, собственного статуса в организации, а также оценочные суждения в отношении общества и мира в целом, позволяющие выработать им необходимую систему жизненных ориентации.
Ценностные ориентации определяют направленность и характер поведения сотрудников в организации, ориентируя их определенным образом в различных рабочих ситуациях.
Верования ожидания и нормы поведения сотрудников тесно взаимосвязаны, поскольку последние в случае их соблюдения гарантируют удовлетворение ожиданий и верований работников.
Влияние культуры управления на успешную деятельность организации постоянно возрастает, поскольку от того, насколько она стимулирует творчество сотрудников и создает благоприятный климат в коллективе, зависит эффективность ее взаимодействия с клиентами. Организационная культура может рассматриваться на трех уровнях:
I уровень
Внешние факты:
- технологии;
- архитектура;
- наблюдаемые образцы поведения.
II уровень
Ценностные ориентации и верования:
- проверяемые в физическом окружении;
- проверяемые через социальный консенсус.
III уровень
Базовые предложения:
- отношения с природой;
- понимание реальности, времени и пространства;
- отношения к человеку;
- отношение к работе.
Содержание организационной культуры можно рассмотреть через выделение следующих десяти основных ее параметров.
1. Осознание себя и своего места в организации. Одни организационные культуры настраивают работников на сокрытие ими своих внутренних настроений, а другие, наоборот, поощряют их внешнее проявление. Одни организации ориентируют сотрудников на независимость и развитие творческого подхода к делу, а другие, поощряют индивидуальную результативность рабочих.
2. Коммуникационная система и язык общения. Использование в организациях устной, письменной и невербальной форм коммуникаций, а также «телефонного права» существенно различаются. Кроме того, профессиональный жаргон, жестикуляция и различные буквенные аббревиатуры в каждой организации имеют также свою специфику.
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе являются своеобразной визитной карточкой организации. Специфическая униформа и деловой стиль поведения сотрудников, применяемая ими определенная косметика и прически подтверждают наличие различных организационных
культур.
4. Привычки и традиции в области организации питания. Организация питания сотрудников внутри фирм или за ее пределами, наличие или отсутствие дотаций на питание, продолжительность питания, совместное или раздельное питание руководителей и подчиненных и т.д. являются отличительными чертами того, как организация заботится о своих сотрудниках и какие атмосфера и стиль руководства в ней преобладают.
5. Опознание, отношение и использование времени работниками проявляется в степени их точности, обязательности, пунктуальности, а также умении ценить и максимально рационально организовывать свое рабочее время, что является свидетельством высокой или низкой организационной культуры.