- планирование и разработка техпроцессов; производство продукции;
- контроль и проведение испытаний; упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация после использования.
К основным принципам создания и функционирования систем управления качеством в соответствии со стандартами ИСО относятся:
- управление качеством — неотъемлемая составная часть управления фирмой;
- определение политики в области качества, ответственность за которую и функционирование системы качества несет высшее руководство;
- разработка системы качества с учетом специфики предприятия;
- обеспечение уверенности, что система качества правильно понимается и эффективно используется;
- документированность системы качества;
- оценка системы качества поставщика потребителем;
- свободный выбор поставщиком предметов труда;
- ориентация системы на конкретную продукцию;
- широкое применение статистических методов контроля качества;
- использование «групп качества».
Стандарты ИСО 9000 предполагают, что действенность системы качества должна быть доказана путем сертификации систем качества. Объектами проверки и оценки при сертификации систем качества являются: система качества, ее соответствие определенной модели, состояние документации, деятельность по управлению качеством; информация о продукции; организация производства.
Известно, что понятия стратегии, стратегического управления пришли в экономику из военного дела, где понятие стратегии связывали с умением располагать свои войска к бою, а это означало умение учесть свои внутренние возможности, свои сильные стороны, внешнее окружение (реки, горы и т.д.) для достижения своей цели, достижения победы.
Эти же факторы (анализ внутренних факторов и внешнего влияния факторов) лежат в основе стратегического принятия решений.
Правильность принятия стратегического решения напрямую зависит от уровня стратегического мышления того или тех, кто принимает решение. В этом смысле стратегическое мышление пережило следующие этапы:
1. Эвристический подход к принятию решения заключается в том, что решение принимается "интуитивно" - принимается такое решение когда недостаточно информации. (Простой пример - поехал в Москву, пошел искать магазин, вышел на остановке - куда идти - налево, направо?).
2. Эмпирический - когда решение принимается на основании опыта - своего или других.
3. Аналитический - когда в основе принятия решений лежало использование общих принципов, теоретических средств, знание каких-то общих законов.
4. Системно-аналитический - когда в ходе принятия стратегического решения по какой-то проблеме она рассматривалась в системе, во взаимодействии с внешней средой, оказывающей определенное воздействие, аналитически нами уже доказанное, а может быть не доказанное. Надо проверить!
Стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.
Анализ причин возникновения неопределенности показывает, что ее основной источник - НТП, приводящий к ускорению экономических процессов.
В переходной экономике России различают следующие модели менеджмента:
1. Менеджмент здравого смысла.
2. Менеджмент совместных предприятий.
3. Менеджмент советской модели.
Подводя некоторые итоги можно сделать некоторые выводы:
Стратегический менеджмент представляет процесс, определяющий последовательность действий организации и разработки и реализации стратегии.
Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач.
Научные подходы | |||
Системный |
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь | ||
Логический |
основан на принципе объективности рассмотрения всякого объекта, всесторонности его рассмотрения и историзма | ||
Воспроизводственно-эволюционный |
ориентирован на постоянное возобновление производства продукта с меньшими совокупными затратами конкурентов на данном рынке | ||
Инновационный |
основан на разработке и внедрении новшеств | ||
Комплексный |
предусматривает одновременную разработку технических, экологических, экономических, организационных и других аспектов управления | ||
Глобальный |
заключается в том, что при формулировании решения большинства проблем, обеспечения конкурентоспособности крупных объектов, точка обзора мысленно должна быть в глобальной системе, а не на уровне, где находится | ||
Интеграционный |
нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами системы | ||
Виртуальный |
заключается в применении глобальной сети ИНТЕРНЕТ, сотовой и других средств электронной связи | ||
Стандартизационный |
заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил и характеристик | ||
Маркетинговый |
предусматривает ориентацию управляющей системы на потребителя при решении любых задач | ||
Эксклюзивный |
заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности | ||
Функциональный |
заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребностей | ||
Процессный |
является суммой непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию | ||
Структурный |
это определение значимости приоритетов среди факторов, методов и принципов с целью установления рациональной структуры | ||
Ситуационный |
концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией | ||
Нормативный |
заключается в установлении нормативов по всем подсистемам системы стратегического менеджмента | ||
Оптимизационный |
заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. | ||
Директивный (административный) |
заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат продолжительности и т.п. в приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и др. | ||
Поведенческий |
основной целью этого подхода является повышение эффективности функционирования организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов | ||