- сдельно-премиальную, сочетающую сдельный заработок с премией за качественные и количественные результаты деятельности.
Аккордная система заработной платы – вознаграждение определяется сразу за весь объем выполненной работы.
Помимо основной заработной платы работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Действенным стимулов повышения эффективности труда является система итогового вознаграждения. Основанием для премирования служат: экономия ресурсов, увеличение прибыли, инновации, научные достижения и пр. Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина должна составлять не менее 30 процентов основного заработка. Новым видом денежного вознаграждения является система участи работников в прибыли, когда ежемесячные выплаты могут быть до 75 процентов.
Социальные методы – это способы воздействия на социальные интересы работников в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. Социальные методы подразделяются на социальные исследования, планирование и регулирование (рис).
Социальные исследования – это методы изучения социальных интересов работников организации. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, здоровье, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации др.).
Рис. Социальные методы управления
Социальное планирование – это методы планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны труда, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, выявленных в процессе социальных исследований. Реализуется оно путем внесения соответствующих разделов, касающихся социальных вопросов, в коллективный договор, разработки различных планов, например, Плана организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий по охране труда, Плана реконструкции и ремонта вспомогательных помещений и др. Как правило, такие планы составляются на один год или 4 -5 лет.
Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей работников. Оно включает в себя проведение следующих мероприятий:
- внутри- и межфирменные обмены опытом;
- процедуры принятия новых работников в организацию;
- проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация различных конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников на пенсию и др.
Психологические методы – это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата. Различают следующие группы психологических методов (рис):
- методы психологического побуждения – направлены на достижение психологической совместимости работников;
- диагностические методы – направлены на получение психологических сведений об объекте и субъекте управления;
- методы гуманизации труда – базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, например, цветового решения интерьера производственных и бытовых помещений. В зависимости от психофизиологического воздействия на человека цвета подразделяются на две группы: теплые (красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, пурпурный и их оттенки) и холодные (зеленый, синий, зелено-голубой, фиолетовый).
- методы установления и поддерживания нормальных взаимоотношений между людьми – призваны создавать условия, позволяющие общаться непринужденно, откровенно, полностью раскрывая интеллектуальный потенциал;
- мотивирующие методы – связаны с формированием у подчиненных мотивов достижения целей;
- регулирующие методы – связаны с упорядочением, изменением определенных сторон сознания в положительную сторону.
Рис. Психологические методы управления
Условием эффективности применения всех рассмотренных методов управления выступает их комплексное использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присущих людям экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов.
Управленческое решение – это осознанный выбор того, как вести себя или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Принятие решения – это процесс выбора курса действий из двух или нескольких альтернатив. Если выбор сделан – решение принято. Принятия решения не избежать, ибо сам по себе уход от принятия решения – уже принятие решения.
Необходимостью принятия решения пронизано все в деятельности менеджера. Управленческое решение можно рассматривать как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Процесс принятия решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается разработкой действий по устранению этой проблемной ситуации.
С содержательной точки зрения – управление представляет собой циклический, повторяющийся процесс выполнения определенных видов деятельности:
- сбора и анализа информации о состоянии объекта управления;
- определение цели функционирования;
- выработки управленческого решения.
Этот процесс называется управленческим циклом. В различных социально-экономических и технических системах структура этих циклов различная, однако, какой бы тип управленческого цикла мы не взяли, центральное место в нем занимает управленческое решение.
Цель (система целей) принятия решений базируется на знании объективных закономерностей функционирования и развития управляемых систем и учете всех особенностей конкретной ситуации, в которой принимается решение. Поэтому принятие решения содержит в себе элементы науки, творчества и искусства.
Общепризнанными критериями деления задач принятия решений и соответственно самих решений являются.
1. По степени определенности информации:
- решения, принимаемые в условиях определенности;
- решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности;
- решения, принимаемые в условиях неопределенности.
2. По количеству лиц, принимающих решение:
- единоначальные решения;
- коллегиальные решения (совет директоров);
- коллективные решения (общее собрание акционеров);
-смешанные решения.
3. По степени охвата объекта управления:
- общие решения;
- частные решения;
- локальные решения.
4.По длительности действия и характеру целей:
- стратегические решения;
- тактические решения;