- структура задачи – степень сложности задачи, степень ее структуризации и объема;
- должностные полномочия – объем формальной и неформальной власти руководителя.
Главным в теории Фидлера считается то, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль самого руководителя остается, в целом, постоянным. Поэтому Фидлер предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это приведет к высокой производительности труда подчиненных.
2. Модель ситуационного лидерства Теренсома Митчелла и Роберта Хауса. Их подход под названием «путь-цель» также указывает руководителям на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Подход «путь-цель» дает объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей.
Некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
- разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
- оказание поддержки, наставничество и устранение помех;
- направление усилий подчиненных на достижение целей;
- создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
- удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
3. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона рассматривает пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решения:
- вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся информацию;
- вы сами получаете необходимую информацию, а затем сами решаете проблему;
- вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи, не собирая их вместе. Затем принимаете решение;
- вы излагаете проблему группе подчиненных, и весь коллектив обсуждает все идеи и предложения. Затем принимаете решение;
- вы излагаете проблему группе подчиненных. Вместе находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия. Затем принимается решение, которое группа сочтет наиболее приемлемым.
В отличие от руководства, лидерство это неформальное влияние, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений между людьми. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Лидерство – это процесс реализации членам группы своей социально-психологической власти (авторитета) путем влияния на других членов группы в рамках определенной системы деловых и эмоционально-личностных отношений. Лидерство возникает и функционирует в системе неформальных отношений.
Противопоставление руководства и лидерства методологически неправомерно, можно говорить лишь о разных аспектах, на которых акцентируют внимание эти категории: «руководство» - преимущественно формальная сторона лидерства; «неформальное лидерство» - субъективная сторона эффективного руководства. Сравнительная характеристика лидера и руководителя приведена в табл.
Таблица
Сравнительная характеристика лидера и руководителя
Лидер |
Руководитель |
Регулирует неформальную структуру взаимоотношений. |
Регулирует отношения в рамках структуры организации. |
Выдвигается и функционирует преимущественно стихийно в условиях специфической и более или менее значимой ситуации для обеспечения координации совместных действий людей и достижения целей. |
Как правило, назначается для осуществления процессов формальной регуляции всех сторон жизнедеятельности группы как субъекта общества. |
Член группы, который персонифицирует какие-то нормы, ценности, является их носителем и нередко их генерирует. |
Носитель общесоциальных норм, обязательных для всех членов группы. |
Пользуется настоящим авторитетом и признанием определенной части или всей группы, основа лидерства – авторитет. |
Оказывает влияние с помощью административных воздействий, что предполагает обоснование и определенную систему санкций. |
Принимает на себя ответственность в решении части задач и способов их реализации. |
Берет на себя ответственность за принятие решений при построении общей программы деятельности. |
Является относительно нестабильным, т.к. происходит смена деятельности, групповых настроений и ориентаций. |
Является стабильным фактором организации жизнедеятельности группы. |
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности, функции в определенном свойственном только ему стиле. Как нет одинаковых людей в мире, так в силу бесконечного множества задач, разнообразных способов их решения, нет двух одинаковых стилей руководства.
Стиль руководства – это совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения функций. Принятый стиль создает особую атмосферу в коллективе и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений.
В управлении четко выделяется три классических стиля руководства: директивный (авторитарный); демократический (коллегиальный); либеральный.
1. Директивный (авторитарный) стиль руководства характеризуется чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированном виде. Для него характерны следующие черты:
- взаимодействие с подчиненными жесткое, не всегда гибкое, взаимоотношения – формальные. Методы управления административно-правовые. Присущ тотальный контроль. Субъективизм и чрезмерная загруженность руководителя.
- эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя высокой ответственности, строгого самоконтроля, широкого предвидения, развитой способности принятия решений, хороших организаторских качеств;
- применение этого стиля оправдано в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их на материальную систему мотивации и, прежде всего, на денежное вознаграждение;