продукт изготавливается отделами 1.2., 2.2., 3.2., 4.2., 5.2., 6.2.
продукт изготавливается отделами 1.3., 2.3., 3.3., 4.3., 5.3., 6.3.
Рис. Матричная организационная структура
В матричной структуре имеется двойное подчинение: руководителю отдела (функциональная линия) и руководителю проектами. На рисунке приведен пример, когда в организации одновременно разрабатывается создание и выпуск трех продуктов, за каждый из которых отвечает руководители первого, второго и третьего подразделений соответственно. Разработкой проектов руководит руководитель проектами. Он отвечает за интеграцию всех видов деятельности по данному проекту, за стратегию проекта и за результаты работы. В его распоряжение передаются финансовые ресурсы. Руководитель функционального отдела принимает участие в организации работы, контролирует ход работы, и осуществляет реализацию или продажу продукта.
Достоинства матричной организационной структуры:
- лучшая ориентация на проектные цели и спрос, дает возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям;
- более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов, повышения качества создаваемой продукции и повышения эффективности использования ресурсов;
- вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства;
- гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в одной фирме, позволяет осуществлять балансирование между запросами потребителя и необходимостью экономии ресурсов;
- относительная автономность проектных групп способствует развитию в работниках навыков в области проведения хозяйственных операций, принятия решений, а также их профессиональных навыков;
- способствует поддержанию прямых контактов между работниками, прямому доступу к информации;
- ослабляет бюрократические тенденции внутри отделов;
- ведет к увеличению мотивационной деятельности работников.
Недостатки матричной организационной структуры:
- проблемы, возникающие при установлении приоритетов, заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы;
- трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;
- возможность нарушения установленных правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях из-за длительного отрыва сотрудников, участвующих в работе проекта, от своих подразделений;
- возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов;
- нечеткость определения реальных полномочий работников;
- сложность структуры управления.
Разновидностью проектной (программно-целевой) и матричных структур являются групповые (бригадные), венчурные и инновационные внутрифирменные структуры.
При групповой (бригадная) организационной структуре вся бригада принимает участие в производстве продукта от начальной до конечной стадии в отличие от конвейерного режима в организационных структурах механистического типа, где существует функциональное разделение труда. Такая структура характерна для японских фирм, где работают кружки качества. Это бригадная форма работы, в которой все подчинено не просто выпуску продукта, но идее его качества, высоких потребительских свойств.
Разновидностью групповых организационных структур являются так называемые бизнес-центры. В них находится от 5 до 25 человек, они работают по принципу проектных групп, несут полную ответственность за достижение поставленной цели, распоряжаются выделенными под проект финансами.
Венчурные и инновационные внутрифирменные структуры имеет несколько разновидностей: в виде отдела разработки нового продукта (новой технологии), в виде микроотделов рискованных инициатив, путем непосредственной интеграции новшества в существующую организационную структуру. Главной особенностью этих структур является возможность ведения рискованного бизнеса, связанного с разработкой и внедрением инноваций.
Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, с другой, процесс воздействия на работников организации с целью активизации их работы и придания ей творческого, заинтересованного характера. Эта особенность предполагает использование в менеджменте двух групп методов.
Первая из них – методы осуществления управленческих функций, вторая – методы воздействия на деятельность персонала организации.
Методы осуществления функций менеджмента представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны и адекватны к условиям конкретной ситуации. Среди всей совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Например применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организации. К ним относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями.
Если рассматривать финансовый менеджмент, к методам управления, представляющим собой способы воздействия на финансовые рычаги предприятия можно отнести: планирование; прогнозирование; кредитование; самофинансирование; система расчетов; материальное стимулирование.
При анализе экономического состояния организации применяются такие методы, как методы сравнения показателей, средних величин, группировок, корреляции, экономико-математическое моделирование.
Особая роль принадлежит второй группе методов воздействия на персонал организации, так как главная задача менеджеров заключается в обеспечении высокопродуктивной деятельности каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой в организации работы. К этой группе относятся следующие методы: организационные, административные, экономические, правовые, социальные и психологические.
От степени совершенства управляющей подсистемы зависит эффективность функционирования объекта управления, который находится под воздействием многочисленных методов менеджмента. Они уже отличаются от формирующих их элементов качественной стороной. Так, принципы указывают на качественную направленность управленческой деятельности, тогда как методы определяю количественную меру этой направленности.
Методы управления должны обеспечивать:
- высокую эффективность деятельности организации;