Некоторые организации имеют структуры, которые оставались неизменными с момента образования, но было бы ошибкой предполагать, что такие структуры останутся неизменными и впредь. Для того, чтобы выжить в современных условиях, организационные структуры должны быть динамичными и реагировать на быстрые технические изменения. По этой причине многие организации приглашают консультантов по менеджменту, чтобы обсудить изменение ²культуры организации², хотя изменение в культуре может привести к изменению в структуре. Не все структурные изменения должны исходить сверху. Например, руководитель мог бы начать с рассмотрения оптимального размера рабочей группы. Если она очень большая или передача полномочий не срабатывает, то структура может распасться. Правило Адаира гласит: ²работать в группах от пяти до пятнадцати человек², но все будет зависеть, в конечном итоге, от задания, которое надо выполнить, и от способности руководителя передавать полномочия.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что организация работы, особенно это касается планирования и использования времени, является решающим фактором для эффективного руководства.
Руководитель не может не подавать пример. Пример очень важен потому, что люди больше воспринимают зрительно, чем на слух, и то, что они видят, оказывает на них гораздо больший эффект, чем то, что руководитель приказывает им делать.
На более низком уровне руководства менеджеры завоевывают авторитет своей работой, техническими навыками. На более высоком уровне менеджер имеет авторитет, благодаря опыту, хотя его деятельность и не видна. Это не значит, что ²видимая² часть работы руководителя не важна.
Есть несколько очевидных способов, с помощью которых руководитель может стать примером для коллектива. Собственная пунктуальность руководителя способствует тому, что и подчиненные стараются приходить вовремя. Если руководитель слушает других и уважает то, что они говорят - это тоже улучшает отношения в коллективе. Обратное очевидно - плохой пример также копируется: ²Если ему можно, а почему нам нельзя? ²
Сотрудничество и консультации так же являются навыками руководителя. Это - элементы открытого ²управления². Истинное сотрудничество и консультации требуют использования всех навыков работы с людьми. Для развития навыков в этой области руководитель сам должен поверить в эти идеи.
Сотрудничество - это коллективный подход к принятию решений и решению задач. Руководитель может не участвовать в этом непосредственно, исключая случаи организации и поддержки коллектива. Поддержка руководителем инициатив очень важна так же, как и признание их результатов. В дальнейшем задача руководителя состоит в том, чтобы демократическим путем внедрить эти решения в жизнь.
Консультации - это несколько иное. В основном - это процесс сбора информации, необходимой для принятия решений и выполнения заданий. Руководитель может консультироваться со всеми членами коллектива, с коллегами в других отделениях, со специалистами. Однако, окончательное решение на основании полученных информации и советов будет приниматься руководителем.
Сотрудничество - это не бесконечные заседания, а открытое управление по открытым вопросам. Менеджмент по согласию - это не отказ руководителя от ответственности, а разумное признание того, что согласие рабочих необходимо для правильного выполнения работы. В современном обществе люди не любят подчиняться, они хотят, чтобы их убедили. Это значит, что руководитель не должен приказывать людям, их надо просить. Это не только вежливо, это - признание реальной жизни. Повиновение обеспечено сильной силой ресурсов - силой нанимать и увольнять. Эта сила сильно ограничена сегодня. Без нее сила положения сама по себе слаба. Менеджер, обладающий силой личности и специалиста, не опасается управления с использованием консультаций и согласия. Это нужно рассматривать не как слабое, а как разумное руководство.
7. ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ.
Эффективная передача полномочий - серьезная задача для менеджера. В идеале можно надеяться, что сотрудников набирают, принимая во внимание их способность брать на себя ответственность, но часто менеджер берет уже сложившийся коллектив и у него нет возможности большого выбора работников коллектива. Для небольших периодов времени существует ряд способов передачи полномочий, которые регулируются следующими факторами.
Определение задания.
Задание может быть в диапазоне от передачи ответственности за всю работу до частичного контроля. Например, секретаря можно попросить принимать заявки на информацию или квалифицировать заявки по определенным категориям, а затем передавать их своему начальнику для принятия решения.
Степень свободы действия.
Подчиненный может иметь полную свободу решать, как завершить задачу, но при этом подчиняться определенным правилам. Секретарю могут дать свободу выбора: или отвечать на письма (звонки) определенным образом, или он должен давать стандартный ответ.
Форма контроля.
Контроль может быть регулярным или случайным, до или после события. Секретаря могут попросить представить начальнику все письма для подписи (регулярный контроль до события), или же начальник может ждать, пока откуда-нибудь появятся жалобы (случайный контроль после события). Нерегулярный контроль после события означает, что подчиненных проверяют по результатам, а не потому, как они были достигнуты; другими словами, контроль конечный, а не по способу достижения результата. Такой вид контроля представляет собой большую свободу действий каждого работника.
Плохая передача полномочий или сделанная неохотно часто хуже, чем отсутствие передачи полномочий вообще. Однако разумная передача полномочий может:
· увеличить выход продукции;
· сделать работу коллектива более удовлетворительной;
· улучшить компетентность каждого члена коллектива;
· сберечь время руководителя для более продуктивной работы;
· позволит руководителю перейти на более высокий уровень работы, так как у него будут компетентные подчиненные, которые могут выполнить работу за начальника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Различаете ли Вы термины ²стиль руководства² и ²стиль управления²?
2. Опишите известные Вам стили руководства.
3. Предложите ситуацию для объяснения ситуационной теории Фидлера.
4. Как описывается стиль руководства по теории ²управленческая решетка² - Блейк и Моутон?
5. Назовите известные Вам теории руководства и примените одну из них в Вашей организации.
6. Ответьте на вопрос: ²Что делают руководители? ²
7. Что такое сотрудничество для Вас? Консультации, согласие или консенсус?
8. Какие роли выполняет менеджер по Минцбергу?
9. какие задачи решает менеджер при передаче полномочий?
10. Как способствовать росту демократии на работе?