Стиль, как характер, дается человеку при рождении, можно совершенствовать его, дополнять теми или иными чертами, свойственным другим стилям. Но основа, стержень - остается прежней, и никуда от этого не деться. В противном случае - это будет перерождение внутреннего ²Я². А конфликт внутреннего ²Я² и привнесенного рано или поздно даст о себе знать.
На протяжении многих лет с момента опубликования Левиным результатов своих исследований в области стилей руководства, ученые разных стран мира обращались к этой теме (теории руководства).
На протяжении многих лет с момента опубликования Левиным результатов своих исследований в области стилей руководства, ученые разных стран мира обращались к этой теме. Это - Фадлер, Адаир, Р. Линерт, Танненбаум, Шмидт и другие. Краткая характеристика некоторых из этих теорий приведена в табл. 2.
Таблица 2. Теории руководства.
Год |
Фамилия теоретика или специалиста |
ТЕОРИЯ |
Примечание |
1938 |
Левин |
Три типа стилей: 1. диктаторский, 2. демократический, 3. попустительский. |
В экспериментах Левина самой производительной была работа при диктаторском стиле руководства (в присутствии руководителя); демократический стиль - самый популярный; попустительский плох во всех отношениях. |
1958 |
Танненбаум и Шмидт |
Теория баланса (власти руководителя и свободы подчиненных) |
Применяемый стиль руководства зависит от: · руководителя, · подчиненных, · задания, · ситуации. |
1961 |
Ренсис Линерт |
Теория классификации на системы 1 - 4: Система 1: эксплуататорско-авторитарный стиль, Система 2: благожелательно-авторитарный стиль, Система 3: консультативный стиль, Система 4: открытый стиль |
Контроль сверху Отеческая забота со стороны начальства Решение принимает руководство, но прежде советуется с группой Совместное принятие решений руководством и работниками |
1964 |
Блейк и Моутон |
Двухпараметрическая теория стиля управления |
Забота о производстве и забота о людях |
1967 |
Фидлер |
Теория ²ситуационного подхода² к руководству и управлению |
При благоприятной ситуации эффективен демократический стиль, при неблагоприятной - директивный |
1982 |
Петерс и Уотерман |
Руководство становится видимым, когда дела идут наперекосяк, и незаметно, когда все в порядке | |
1983 |
Джон Адаир |
Личностная теория. Ценные качества руководителя: 1. способность работать с большим кругом людей, 2. умение брать на себя ответственность, 3. стремление к достижению больших целей, 4. опыт руководства, 5. большой опыт разных деловых функций в середине карьеры. | |
Дж. Хант |
Личностная теория |
Качества руководителя: 1. первый ребенок или первый сын. 2. сильное желание успеха, 3. мощная жизненная энергия, 4. способность к долгосрочному прогнозу, 5. стремление к цели, 6. способность к политической активности, 7. замкнутость, 8. независимость от работы. |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Одной из опасностей, которая таится и в теориях, и в концепциях управления, является то, что они имеют тенденцию отходить от практических тонкостей реального менеджмента. В этом разделе будут рассмотрены проблемы, с которыми менеджеру приходится сталкиваться каждый день, особенно это касается проблем передачи полномочий и сотрудничества.
Модель, которая будет рассматриваться в данной работе, разработана Дж. Адаиром - профессором Университета из Серри. Она широко использовалась за рубежом на разных уровнях управления. Адаир считает, что руководство в менеджменте является существенным фактором эффективного выполнения работы. Модель основана на работах Файоля и таких исследователей, как Блейк и Моутон, Танненбаум и Шмидт, Фидлер.
Для объяснения своих идей по руководству Адаир использует очень простую модель: менеджер как руководитель должен знать и понимать все требования и ситуацию, в которой взаимодействуют он сам, подчиненные (группа) и задание. Графически это взаимодействие можно изобразить так, как показано на рис.1.
![]() |
Ситуация
требования
задания
![]() |
требования требования
группы каждого
Рис. 1. Модель Джона Адаира.
Степень покрытия между кругами характеризует степень взаимозависимости между потребностями группы, отдельных ее членов и самого задания. Модель Адаира базируется на основополагающем предположении, что задача менеджера состоит в том, чтобы совместить потребности отдельного работника, группы и задания в одно продуктивное целое.
Функции менеджера по Файолю Адаир представляет в более длинном, но узнаваемом виде:
· определение задания,
· планирование,
· инструкция (инструктаж),
· контроль,
· оценка,
· мотивация,
· организация,
· личный пример.
К этому перечню следует добавить такие методы эффективного руководства как сотрудничество, передачу полномочий и поощрение демократии на работе.