рефераты по менеджменту

Руководство и культура организации

Страница
13

Групповые нормы.

Это нормы, принятые группой и оказывающие влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Их можно классифицировать:

· гордость за организацию;

· достижение целей;

· прибыльность;

· коллективный труд;

· планирование;

· контроль;

· профессиональная подготовка кадров;

· нововведения;

· отношения с заказчиком;

· защита честности и т.д.

Нормы призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидаются от них.

Сплоченность.

Сплоченность группы - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Сплоченность влияет на эффективность работы группы и всей организации. У таких групп меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в не сплоченных группах. Руководство может влиять на эффект сплоченности групп посредством собраний, совещаний, установления глобальных целей и т.д.

Групповое единомыслие.

Это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности - держаться общей линии в обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет. Так как проблема решается менее эффективно, вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

Конфликтность.

Подбирая состав группы необходимо уделить внимание такому понятию как конфликтность. Хотя состав группы и должен быть разнообразным, при активном обмене мнениями это может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта. Поэтому любому руководителю необходимо особое внимание уделить причинам конфликта и путям выхода из него.

Статус членов группы.

Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако, это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Для определения статуса можно воспользоваться следующими факторами:

· старшинство в должностной иерархии;

· название должности;

· расположение кабинета;

· образование;

· информированность;

· накопленный опыт и т.д.

Роли членов группы.

Чтобы группа функционировала эффективно, ее член должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют две основные направленности ролей:

1. Целевые роли распределяются таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их (инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений, предоставление информации, высказывание мнений, проработка, координирование, обобщение).

2. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы (поощрение, обеспечение участия, установление критериев, исполнительность, выражение чувств группы).

2. Круг задач.

Тип задачи определяет вид требуемой группы, ее размер, продолжительность ее выполнения, ее важность и определенность. После определения данных аспектов любой задачи можно точно выявить наиболее подходящий состав группы, сроки выполнения задания и предполагаемый результат.

3. Окружение.

Все группы работают в каком-то окружении. Обычно это организация, подразумевающая определенные условия и накладывающая некоторые ограничения на свободу деятельности групп. Организация имеет определенные нормы относительно способов ведения дел, стиля собрания и т.п. Позиция группового лидера и самой группы в рамках организации будет сказываться на ее эффективности, производительности и моральном состоянии. Даже простой аспект физического расположения будет сказываться на группе (территориальная близость улучшает взаимодействие). Воздействие обычно способствует сотрудничеству, в то время как физические барьеры могут помешать группе. Таким барьером может стать размещение членов группы на различных местах или даже на различных этажах одного здания.

4. Привходящие факторы и стиль руководства.

Здесь подразумеваются те аспекты групповой работы, которые могут быть модифицированы за короткий промежуток времени (с учетом данных групп) для того, чтобы повысить производительность группы или степень удовлетворения членов группы. И важным фактором здесь является то, как осуществляется руководство. Если лидер ведет себя несообразно обстоятельствам и взглядам группы, это будет сильно сказываться как на выполнение задания, так и на удовлетворенности людей. Стиль руководства важен настолько, что этому посвящено все третье задание.

Не стоит забывать и о процессах, с помощью которых группа выполняет свои задачи и поддерживает себя. Примеры этого показаны в табл. 4.

Здесь функции задачи - это все то, что должно произойти в эффективно работающей группе (в порядке, приведенном в табл. 2), если подразумевается, что к задаче подходят систематически. А функции поддержки существенны даже когда группа достигла стадии "выполнения", требуется ее поддерживать, чтобы группа продолжала быть продуктивной.

Таблица 4.

Функции задач

Функции поддержки

Инициирование

Поощрение

Поиск информации

Поиск компромиссов

Диагностирование

Поддержание миролюбивой обстановки

Выяснение мнения

Уточнение

Оценка

Подведение итогов

Принятие решений

Установка норм

Группа может оказывать сильное влияние на поведение отдельных ее членов и наоборот, когда отдельные члены группы тормозят свою работу, чтобы выдерживались групповые нормы.

******

***Примечание: Дополнительная литература:

1) Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (Гл. 15).

2) Человек и бизнес. Путь совершенства. Составитель А.И.Аппенянский (Гл.2).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ.

Мотивация - это обобщенное существительное, используемое для описания факторов, которые заставляют людей работать; это больше, чем удовлетворение. Понятие "мотивация" основывается на осознании индивидуальных потребностей людей, работающих самостоятельно или в группах. Систему потребностей людей рассматривали разные теоретики (рис. 7).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту