11. Опишите типы сил: сила ресурсов, сила положения, сила личности и сила специалиста.
12. Влияние и власть: власть принуждения, власть поощрения, экспертная власть, власть традиций, харизма.
13. Опишите ²баланс власти² в организации.
ЗАДАНИЕ 1.
Изучив материалы лекций, литературу по программе курса, проанализируйте Вашу эффективность в настоящей должности, во время прохождения практики или на примере какого-либо другого человека. На основе этого анализа напишите Вашему руководителю доклад, в котором:
а) используя подход Генри Минцберга, опишите свою работу; (30%)
б) опишите Вашу компетентность как менеджера в отношении:
- управления Вашим временем;
- принятия решений;
- управления стрессом у Вас и у Ваших сотрудников и коллег;
- управления Вашей нагрузкой на работе. (40%)
с) на основе предыдущего анализа сделайте рекомендации по развитию Вашей компетенции как менеджера. (20%)
Процент соответствует максимально возможной оценке за каждую часть задания; еще 10% присуждается за структуру и ясность изложения. Прежде, чем приступать к выполнению задания, прочитайте нижеследующие замечания к нему.
В конце задания, в отдельном параграфе, опишите чему Вы научились при его выполнении. Работа над этим параграфом поможет Вам закрепить полученные знания и проанализировать процесс Вашего обучения. Этот параграф не оценивается и не учитывается в лимите слов на задание.
Замечания.
Если Вы не знаете, как написать задание, то обратитесь к своему преподавателю. Если в настоящее время Вы не работаете, то для выполнения задания опирайтесь на опыт, который Вам известен.
Настоящее задание разработано с целью помочь Вам развить Вашу компетентность как менеджера:
- при написании сообщений;
- при анализе и оценке Вашей личной эффективности.
Ваш ответ не должен превышать 750 слов.
Доля настоящего задания в общей оценке за все письменные задания курса составляет 10%.
Д О К Л А Д Н А Т Е М У:
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение.
2. Анализ ситуации:
- оценка деятельности руководителя с помощью подхода Генри Минцберга;
- управление временем;
- принятие управленческих решений;
- управление стрессом;
- управление нагрузкой.
3. Основные выводы.
4. Рекомендации по усовершенствованию управленческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа, оптимизация их деятельности. Целью данного доклада является описание теоретических основ курса "Менеджмента" для дальнейшего применения их в практической деятельности.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ ПОДХОДА ГЕНРИ МИНЦБЕРГА.
Эффективный менеджер - это тот, кто умеет браться за дело и делает то, что должен делать. Однако эффективность любого менеджера зависит от целого ряда факторов, влияющих на качество выполняемой им работы: личных психофизических особенностей и работоспособности, деловых способностей и подготовленности, образования и желания, опыта и т.д. Но, касаясь содержания работы менеджера, целесообразно рассматривать теорию Г.Минцберга, который рассматривал вопрос, чем занимаются менеджеры. Он выделяет 10 ролей руководителя и группируют их в три основные категории. В табл. 3 представлена эта типизация ролей.
Таблица 3. Десять управленческих ролей по определению Г.Минцберга.
Роль |
Описание |
Характер деятельности по материалам обследования работы менеджера |
Самооценка |
Межличностные роли | |||
Глав-ный руково-дитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Достаточно ли серьезно отношусь я к обязанностям символического характера? |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных |
Знаю ли я чего ждет каждый из моих подчиненных от работы, какая подготовка им необходима и какую каждый хочет получить? |
Связу-ющее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Какие контакты у меня есть с менеджерами в других организациях, достаточно ли этих контактов для моих потребностей в информации? |
Информационные роли | |||
Прием-ник информа-ции |
Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Являюсь ли я достаточно чувствительным нервным центром для моего отдела или группы, достаточно ли информации поступает ко мне из организации и извне? |
Распро-страни-тель информа-ции |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) |
Обеспечиваю ли я своим сотрудникам и другим работникам организации достаточный объем информации? |
Предс-тави-тель |
Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам |
Обеспечиваю ли я достаточную и точную информацию людям за пределами организации? |
Управленческие роли | |||
Пред-прини-матель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", контролирует разработку определенных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Ищу ли я возможности для совершенствования работы отдела или организации? |
Устра-няющий наруше-ния |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Подхожу ли я конструктивно к разрешению проблемных ситуаций? |
Распре-дели-тель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений организации |
Составление графиков, ¦запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Делаю ли я то, что должен делать и делает ли каждый из моих сотрудников нужную работу? |
Веду-щий перегово-ры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
Когда я должен вести переговоры от лица подчиненных, отдела или организации, всегда ли я достаточно хорошо готовлюсь и правильно ли веду себя? |