Можно сказать, что мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Управление посредством приказов и заданий менее эффективно по сравнению с управлением посредством личных целей работников и целей фирмы. Это превращает необходимость выполнить задание из внешнего "приказа" во внутреннее побуждение личности, причем выполнение целей организации вызывает чувство внутреннего удовлетворения у сотрудника.
Благодаря успешной мотивации:
· улучшаются результаты труда за счет использования всей квалификации и способностей сотрудников (улучшается качество товаров и услуг, уменьшается текучесть кадров, увеличивается прибыль предприятия, улучшается общественное лицо фирмы и т.д.),
· облегчается работа менеджера: трудовой процесс становится во многом самоуправляемым.
Правильное обеспечение мотивации достигается при использовании и учете трех взаимосвязанных ожиданий:
· затраты труда - результат (чем больше поработаешь, тем лучше будет результат).
Теория Теория Теория Теория
Маслоу Альфреда Герцберга МакКлелланда
Потребность Мотивирующие Потребность
самовыражения факторы достижения
Потребности достижения
роста признания
Потребность Процесс работы
признания и Ответственность
самоутверждения продвижения Потребность
властвования
Потребность в Потребность Факторы здоровья
принадлежности и связи Политика и
причастности управление
Техническое
руководство
Потребность Оплата труда Потребность
безопасности Взаимоотношения соучастия
Потребность с руководством
существования Условия работы
Физиологические
потребности
Рис. 7. Основные теории мотивации.
· результат - вознаграждение,
· ценность вознаграждения для данного человека.
По существу можно сказать, что наиболее успешными способами мотивации являются те, которые действуют через удовлетворение потребностей.
Потребность - это осознанное внутреннее психологическое или физиологическое ощущение недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Классификация потребностей приведена на рис. 7.
Все данные теории располагают потребности по принципу иерархии. Потребности у разных людей сильно отличаются друг от друга. Эти потребности будут оказывать влияние на цели, к которым стремятся люди, или на результаты, которые они рассматривают как вознаграждение.
******
***Примечание: Дополнительная литература:
1) Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (Гл. 13).
2) Герчикова И.Н. Менеджмент. (Гл. 22).
3) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент (Гл. 2).
ВЫВОДЫ:
Проведя анализ работу группы по предложенным параметрам, можно сделать точную оценку деятельности коллектива и его руководителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Данный пункт в контрольной работе предназначен для того, чтобы после детального анализа предложить конкретные пути по усовершенствованию работы группы и компетентности руководителя в управлении коллективом.
ЗАДАНИЕ 3.
Вас пригласили провести лекцию-беседу со студентами другой группы (курса) на тему "Руководство и структура организации". Предполагается, что Ваше выступление займет 40 минут, и что Вы подготовите раздаточный материал, в котором изложите содержание своего выступления.
Материал должен включать:
а) краткое изложение идей теоретиков и специалистов в области руководства и стиля управления; (30%)
б) описание приложений идей курса из части (а) к Вашей организации и оценка их применимости; (30%)
в) дискуссию о влиянии стиля управления на структуру Вашей организации.
(30%)
Процент соответствует максимально возможной оценке за каждую часть задания; eще 10% присуждается за структуру и ясность изложения.