В заключении рассмотрим диаграмму, в которой приводится пример того, как и на какие виды деятельности расходуется время руководителя (рис. 3.).
(%)
59%
22%
10%
6% 3%
Незапланиро- Запланирован- Разговоры Поездки и Работа с
ванные встречи ные встречи по телефону осмотры бумагами
Рис. 3. Как руководители расходуют свое время.
******
***Примечание: Дополнительная литература по управлению временем:
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (Гл. 1, 11, 15)
Э.Е.Старобинский. Как управлять персоналом. (Гл.2)
ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
Одна из главных задач менеджера - принимать решения. Существует три подхода к принятию управленческих решений:
1. Интуитивный подход - решения принимаются на основе ощущения того, что оно правильное. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто делается выбор.
2. Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Наиболее распространенный подход, т.к. используются знания о том, что случалось в подобных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в настоящем.
3. Рациональный подход к принятию решений - это аналитический процесс решения проблемы. Он состоит из трех основных этапов (рис. 4) и применяется при решении сложных проблем.
В 1947 году Герберт А. Саймон разработал понятия "программированных" ("стандартных") и "непрограммированных" ("нестандартных") решений как двух основных категорий, на которые можно подразделить все решения. С точки зрения Саймона основная масса проблем, с которыми мы сталкиваемся, - это стандартные проблемы. Мы встречались с ними, и поэтому в состоянии справиться с ними. Когда данное решение является таким же, как предыдущее, всегда существует соответствующая "программа" в форме шаблона. Другие проблемы имеют элементы как стандартности, так и непредсказуемости. Всегда существует проблема того, что готовый ответ является неправильным. Например, ситуация могла измениться с момента, когда ЛПР 5*[1] 0 в последний раз сталкивался с подобной проблемой. На совершенно новую проблему, как правило, нет готового ответа. Она и будет являться "не программированной", и ее решение станет результатом тщательного обдумывания.
ЭТАП 1: ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ:
· оценка ситуации и формулировка цели,
· подбор, обработка и анализ информации,
· выработка критериев для оценки решения.
ЭТАП 2: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ:
· выявление полного перечня альтернатив,
· выбор единственного решения,
· определение этапов, сроков, исполнителей
и документальное оформление.