Помня, что культуру нельзя определить точно, так как это нечто такое, что возникает в результате взаимодействия различных особенностей организации (некоторые из них обнаруживаются явно, другие - едва различимы), постараемся все же исследовать культуру этой организации.
С использованием анкеты, которая включает в себя расширенное описание четырех типов культур, определим доминирующую культуру в АО КБ ²Искра².
Данная анкета была составлена доктором Рджером Харрисоном и включает 15 групп из четырех альтернативных формулировок.
Проанализировав существующую культуру организации с точки зрения собственной характеристики, были получены следующие результаты (табл. 10):
Совет директоров
Генеральный директор
Технический Директор по Коммерческий Директор по
директор производству директор экономике
Группа Участки ОКС и С ПЭО
.
. АХО БФО
. Опытное
Группа производство Гараж
Рис. 12. Структурная схема предприятия АО КБ ²Искра².
Таблица 10. Анкета.
Характе-ристика организации |
Ваша характерис-тика | |
ХОРОШИЙ НАЧАЛЬНИК: Þ Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним. Þ Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует должностным обязанностям. Þ Избегает противоречий, легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи, использует власть для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы. Þ Заботится о личных нуждах других, использует свое положение для обеспечения возможностей, стимулирующих работу подчиненных. |
4
3
1
2 | |
ХОРОШИЙ ПОДЧИНЕННЫЙ: Þ Угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника. Þ Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, беспокоящих начальника. Þ Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным. Þ Крайне заинтересован в развитии своих потенциалов, нет предубеждений против получения помощи, учебы, уважительно относится к нуждам и ценностям других, охотно помогает сам. |
1
3
4
2 | |
ХОРОШИЙ ЧЛЕН ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫПОЛНЯЕТ Þ Личные приказания начальника. Þ Обязанности, требования своей собственной роли и следует привычным образцам поведения. Þ Действия, требования, вытекающие из задачи или профессии и из возможностей, энергии и материальных ресурсов. Þ Личные интересы. |
3 4
2 1 | |
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРЕУСПЕВАЮТ В ОРГАНИЗАЦИИ Þ Расчетливы, соперничают друг с другом, с сильными устремлениями к власти. Þ Добросовестные и ответственные, с глубоким чувством преданности организации. Þ Компетентные и полезные, с большим желанием сделать дело. Þ Эффективны и компетентны в личностных взаимоотношениях, желающие помочь росту и развитию других сотрудников. |
1 4 3
2 | |
ОТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ К СОТРУДНИКУ Þ Такое, как будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице. Þ Временем и усилиями сотрудников организация распоряжается в рамках контракта, имеющего права и обязанности с обеих сторон. Þ Как к партнеру, связывающему свои умения и способности с общим делом. Þ Как к интересному и ценному человеку со своими правами. |
3
4 2 1 | |
СОТРУДНИКАМИ УПРАВЛЯЮТ И НА НИХ ВЛИЯЮТ Þ Личным проявлением экономической и политической силы (награды и наказания). Þ Безналичным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и нормы выполнения работ. Þ С помощью обещания и обсуждения требований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивированной личностью. Þ Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и (или) участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность. |
4
3
2
1 | |
ОДИН СОТРУДНИК ИМЕЕТ ПРАВО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРУГОГО, Þ Если у этого сотрудника больше авторитета и власти в организации. Þ Если ему предписано руководить другими. Þ Если у него больше знаний о выполняемой задаче. Þ Если другой понимает, что помощь и руководство первого могут способствовать его росту и знаниям. |
3 4 2
1 | |
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ: Þ Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти. Þ Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе. Þ Требования к ресурсам и экспертные оценки для выполнения работы. Þ Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными членами организации. |
3 4 2
1 | |
РАБОТА СОВЕРШАЕТСЯ ИЗ-ЗА Þ Получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным влиятельным лицам. Þ Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации или системе. Þ Удовлетворения от работы и достижений и (или) из-за личной преданности идее. Þ Любви к работе ради самой работы и интереса и уважения к запросам и ценностям сотрудников. |
3
4 2 1 | |
ЛЮДИ РАБОТАЮТ ВМЕСТЕ, Þ Когда этого требует вышестоящее руководство, или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды. Þ Когда координация и обмен определяются формальной системой. Þ Когда их совместный вклад необходим для достижения цели. Þ Когда сотрудничество лично принять, стимулирует и вызывает на соревнование. |
2 4 3 1 | |
СОПЕРНИЧЕСТВО Þ За личную власть и выгоду. Þ За положение с высоким статусом в формальной системе. Þ За максимальный вклад в выполнение задач. Þ За внимание к чьим-либо личным запросам. |
2 3 4 1 | |
КОНФЛИКТ Þ Контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть. Þ Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности. Þ Разрешается через обсуждение качества результатов работы. Þ Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей. |
4 3 2 1 | |
РЕШЕНИЯ Þ Принимаются лицом, обладающим большей властью. Þ Принимаются лицом, которое обязано это делать. Þ Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей. Þ Принимаются сильно вовлеченными лицами, на которых влияет результат. |
3 4 2 1 | |
СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Þ Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже; информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений. Þ Директивы распространяются сверху вниз и информация идет вверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху; власть и ответственность ограничиваются сотрудниками, расположенными ниже в пирамиде; перекрестный функциональный обмен ограничен. Þ Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те кто понимает лучше всего проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации; координирующий совет может установить порядок очередности и уровни ресурсов на основе информации ото всех центров задачи; структура должна изменяться в соответствии с природой и местом задачи. Þ Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия; координирующая функция может установить общие уровни взносов (вкладов), необходимых для сохранения организации; эти задачи определяются общим соглашением. |
3
4
2
1 | |
НА ОКРУЖЕНИЕ РЕАГИРУЮТ ТАК, СЛОВНО ЭТО Þ Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам эксплуатируется. Þ Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов. Þ Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации. Þ Комплекс потенциальных опасностей и помощи. |
2
4
3 1 |