Таблица 9. Четыре типа культуры организации.
Парамет-ры, определяю-щие тип культуры |
Культура власти (²паутина²) |
Культура роли (²храм²) |
Культура задачи (²сеть²) |
Культура личности (²пчелиный рой²) |
Тип организации, размер |
Небольшая, бюрократическая организация; зависит от центрального источника власти |
Крупная, с механической структурой; функциональные участки координируются звеном управления сверху |
Небольшая, с органической структурой (матричная структура) |
Небольшая, существующая для обслуживания и помощи определения личности без какой-либо цели |
Способ осуществления контроля и принятия решений |
Централизованный контроль через контролеров, по результатам с учетом правил и приемов; решения принимаются в результате баланса влияний |
Контроль и координация осуществляются звеном сверху по правилам и процедурам; формализованные решения принимаются наверху |
Контроль по результатам работы остается за высшим руководством, незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры; решения принимаются на групповом уровне |
Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия |
Источник силы |
Сила ресурсов с элементами персональной власти в центре |
Сила положения (к силе личности относятся с неодобрением), сила специалиста ценится в надлежащем месте |
Сила специалиста, распространенная шире, чем в других культурах |
Влияние распространяется поровну, основа власти при необходимости - сила специалиста |
Степень адапти-рован-ности к изменениям |
Быстро реагирует на события, но зависит от решений из центра |
Плохо адаптируется к изменениям, но успешно действует в стабильном окружении |
Очень хорошо адаптируется, так как быстро меняется состав групп для решения задач и каждая группа содержит в идеале все необходимые элементы | |
Отноше-ние к людям |
Привлекает людей, любящих риск, не заботящихся о безопасности, имеющих склонность к политике, развивающих талант и навыки |
Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом; поощряется исполнительность |
Стремится к объединению целей сотрудников и организации, раскрывает таланты личности, создает легкие рабочие отношения, внутри групп - обоюдное уважение | |
Тип менеджера |
Сориентирован на власть, любит риск, уверен в себе, сориентирован на результат ²толстокожий² (чтобы выдержать конкуренцию) |
Любит безопасность и предсказуемость, хочет достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающихся личных вкладов |
Должен быть гибким и уверенным, готовым оценивать по результатам; чувствует себя на высоте, координируя работу коллег, более компетентных в определенных областях |
Может оказывать некоторое давление на личность, контролирую ресурсы |
3. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КУЛЬТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ.
Существует очень много факторов, влияющих на организацию, за которые прямую ответственность несет высшее руководство. Они охватывают важные вопросы, которыми должно заниматься руководство. Чтобы сохранить нормальные внутреннее и внешнее состояния фирмы. Это экономические, политические, технологические и международные факторы, факторы конкуренции и социального поведения. Помимо этих, существуют и нетрадиционные факторы, которые, как оказывается, имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. К ним относятся культура корпорации и ее образ.
На культуру предприятия большое влияние оказывает организация. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
На организацию влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку они представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные полностью контролируются руководством.
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА, ТЕХНОЛОГИЯ и ЛЮДИ, которые оказывают влияние на культуру предприятия. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Но одна организация не может быть островом в себе. Организация полностью зависит от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатов, которые они стремятся достичь.
Термин внешняя среда включает:
· экономические условия,
· потребителей,
· профсоюзы,
· правительственные акты,
· законодательство,
· конкурирующие организации,
· систему ценностей в обществе,
· общественные взгляды,
· технику,
· технологию и другие составляющие.
Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации, в то числе, и на ее культуру.
Важной областью управления культурой является кадровая система. Процесс начинается с подбора людей, их тщательной оценки с учетом, прежде всего, их соответствия организации и ее преобладающей культуре. Другим инструментом в сфере кадровой работы является способ развития персонала и его социализация. Организации, которые активно используют кадровые системы для создания соответствующей культуры, много внимания и средств уделяют подготовке и развитию персонала. Основная направленность этого процесса - приобщение людей к доминирующим ценностям организации. Наконец, управление премированием является потенциальным инструментом создания и развития организационной культуры. За счет этого осуществляется продвижение и поощрение тех, кто в наибольшей степени соответствует преобладающими ценностями данной организации.