Оплата труда
Рядовые работники «Чайных ложек» имеют возможность самостоятельно строить график работы (количество часов работы в каждый конкретный день), поэтому оплата труда у них почасовая. Остальные сотрудники трудятся стандартный восьмичасовой рабочий день по стандартной рабочей пятидневке.
Социальный пакет работников включает:
ü Бесплатное питание – столовая для работников Фабрики и ежедневная компенсация на еду для сотрудников офиса и «Чайных», поскольку для них физически нет места организовать полноценную столовую.
ü Компенсация проезда – единая проездная карта или оплата бензина.
ü Для руководителей также предусмотрена оплата корпоративной мобильной связи.
В настоящий момент в планы входит создание своего фитнес – центра, а также формирование корпоративного фонда Добровольного Медицинского Страхования либо заключение договора с медицинской компанией.
Таблица 3, основанная на таблице «Классификация моделей УЧР» Ф. Пишо и Ф. Шонера (см. Приложение 2), кратко резюмирует сделанные по каждому из функциональных направлений выводы, а также позволяет определить, какая модель УЧР на данный момент превалирует в компании «Чайная ложка».
Таблица 3
Направления УЧР |
«Структурирующая» модель |
Модель Соглашения |
Ценностная модель |
«Индивидуалистическая» модель |
Найм |
Количественное планирование, упор на процесс отбора | |||
Увольнение |
При несоответствии нормам (ценностям) | |||
Обучение |
Формализированно, передача знаний и тренинговые процедуры, долгосрочное | |||
Оценка |
Основано на должностной инструкции, стандартизированные критерии | |||
Продвижение |
Основано на личных заслугах, индивидуальные карьерные планы | |||
Компенсации и бонусы |
Баланс между фиксированной зарплатой, бонусом «за особые заслуги» и внешними доходами | |||
Рабочее время |
Нет границы между личной и профессиональной сферами жизни | |||
Отраслевые отношения |
Отсутствуют |
Как видно из данной таблицы в компании полностью отсутствуют признаки Арбитражной модели, и стоит обозначить тот факт, что модель Соглашения имеет только один признак, что позволяет судить о ее относительной незначимости в рамках анализа. Однако остальные функциональные направления практически в равной степени распределились по оставшимся трем моделям. Данное заключение подтверждает сделанный Пишо и Шонером вывод о том, что для определения существующей в организации модели УЧР (и тем более анализа ее адаптации к нарождающимся организационным преобразованиям) недостаточно простого определения особенностей HR – практик в компании. Требуется комплексный анализ факторов внешней и внутренней среды организации, а также сил влияния (заинтересованных сторон) компании.
Стоит начать анализ с выделения структуры компании, поскольку это можно сделать на основе обозначенных характеристик компании в целом и HR – практик в частности. Выделение четкой структуры по классификации Г. Минцберга в используемом в данной работе подходе, является довольно сложной задачей, поскольку она в равной степени сочетает в себе элементы трех из рассматриваемых организационных форм:
ü «Миссионерской» формы: в «Чайной ложке» делается очень большой упор на миссию компании и стандартизацию ценностей,
ü Профессиональной бюрократии: стандартизация навыков и наличие квалифицированных управляющих, полностью отвечающих за свой участок работы, «Чайную» (или департамент, если речь идет об офисных работниках), стратегический уровень распределяет ресурсы для дивизионов (региональных подразделений).
ü Адхократии: в каждом отдельном регионе существует своя рабочая группа, ориентированная на данную область (рынок присутствия), которая отрывает новую «Чайную» и развивает ее. Впоследствии она должна разрастись и способствовать созданию сети в данном регионе.
3.4.1 Факторы влияния внешней среды компании
Рынок труда
Проблемами для компании, связанными с рынком труда, являются:
- дефицит персонала (в том числе высококвалифицированного),
- рост заработной платы,
- требования властей и персонала о прозрачности оплаты труда и усилении охраны труда.
Серьезным недостатком является текучесть кадров, связанная с тем, что большинство сотрудников – это студенты, которые работают временно и покидают компанию через три – четыре месяца. Речь идет о персонале, занятом непосредственно в «Чайных», поскольку состав управленческого аппарата (офисных работников) весьма стабилен. С одной стороны, непостоянство состава обслуживающего персонала не влияет напрямую на успех компании, так как операции, выполняемые в «Чайных», просты. В то же время затраты на обучение персонала, на проведение тренингов и т.п. должны быть оправданными, а текучесть кадров не должна ухудшать качество оказываемых услуг. В компании действуют программы, работающие на удержание персонала (общие мотивационные мероприятия и «выращивание» сотрудников внутри организации), что позволяет несколько сократить общую текучесть кадров.
Сильными сторонами сети «Чайная ложка» на рынке труда является ее имидж как работодателя (стабильность организации и общая забота о сотрудниках постепенно приобретают широкую огласку) и наем на работу местного персонала (что способствует росту лояльности к компании потенциальных сотрудников и потребителей в соответствующем регионе).