Отдельно стоит отметить демографический фактор, который работает скорее против компании. Тенденции к уменьшению численности населения РФ в последние годы не только не уменьшились, но и увеличились, что, безусловно, отрицательно влияет на общий спрос на продукцию.
Зависимость игроков рынка быстрого питания от потребителей является довольно-таки большой угрозой. По мнению руководства «Чайной ложки», «рынок формируется не конкурентами, а спросом», то есть существует определенная проблема изменений вкусов потребителей, их предпочтений. Если недавно единственным форматом в России среди заведений фаст-фуда был западный формат, то сейчас все большей популярностью среди населения начинают пользоваться заведения, предлагающие русские блюда (во многом это объясняется грамотным позиционированием российских компаний). Но ведь о том, что такое положение сохранится надолго, с уверенностью судить невозможно, поскольку мир динамичен, он постоянно развивается. И нельзя отрицать появление компаний, которые будут способны создать для потребителей некую новую ценность, предложить новый продукт, который бы кардинальным образом отличался от прочих.
Делая вывод, стоит отметить стабильность спроса на предоставляемую компанией услугу, однако общая непредсказуемость политической и экономической ситуации в России не позволяет назвать внешнюю среду в целом дружественной, она скорее враждебна.
Культурный контекст
Поскольку персонал «Чайных» в основном можно отнести к категории низкоквалифицированных работников (их работа не требует наличия специального образования), то в целом можно отметить довольно-таки большую дистанцию между персоналом и управляющим звеном. Безусловно, данной категории персонала свойственно стремление к избежанию неопределенности, стабильность в работе и уровне зарплаты – это одни из главных их мотиваторов, к тому же специфика работы не предполагает принятия рискованных решений.
Однако в компании уделяется особое внимание эмоциональному комфорту работников (требуется нематериально стимулировать работников, поскольку их труд низкооплачиваемый), созданию приятной рабочей атмосферы, связи между профессиональной и личной сферами жизни (корпоративные мероприятия). Также в рамках корпоративной программы по «выращиванию» своих кадров и борьбы с текучестью персонала действует система самореализации в работе: сотрудник имеет возможность пройти путь от простого работника «Чайной» до ее Управляющего (см. параграф 3. 3.). Все эти элементы можно охарактеризовать ценностями «женственности».
3.4.2 Корпоративная стратегия организации и ее развитие
Лидерство по издержкам
Принципиально важным для сети быстрого питания является вопрос о поставке продуктов непосредственно в точки сети. «Чайная ложка» находится в выигрышном положении по сравнению с конкурентами: большинство кафе работают без подсобных помещений. Это стало возможным благодаря открытию собственной фабрики, которая при нынешней мощности в шесть тонн за сутки снабжает «Чайные» сырьем (салатами и тестом для блинов). Кроме того, компания экономит на арендной площади, так как при отсутствии фабрики необходимо было бы увеличивать площадь точек с расчетом на кухню, а также закупать оборудование. Экономия на масштабе дает конкурентоспособность по издержкам, а собственное производство снижает риск зависимости от поставщиков. Компания «Чайная ложка» не находится в зависимости от поставщиков также и потому, что является крупным заказчиком и во многом сама может диктовать условия поставки.
Первоначальную стратегию ОАО «Чайная ложка» можно в целом охарактеризовать как экономия на издержках. Однако, учитывая тот факт, что фабрика, в наибольшей степени способствующая экономии на издержках, рассматривается организацией как отличительная компетенция, то можно с некоторой долей уверенности назвать эту стратегию лидерство по издержкам.
Развитие стратегии
Значимым элементом развития стратегии компании изначально является выделение особого стиля чайных, по-своему уникального и создающего дополнительную ценность брэнда. С каждым месяцем работы он приобретает все большую значимость в позиционировании «Чайной ложки» и на данный момент представляется одним из главных компонентов развития. Это современный русский стиль, который присутствует повсюду: атмосфера создается за счет различных деталей – униформы персонала, развешанных по окнам блинов – светильников, множества чайников, расставленных на стойке и т.д. Интенсивные яркие цвета, по замыслу дизайнеров, должны создавать хорошее настроение, но ни в коем случае не говорить о молодежной направленности заведения. Концепция питания в «Чайной ложке» может быть сформулирована в виде тезиса «вкусно, сытно, недорого…для всех». При этом главным конкурентным преимуществом является то, что компании удается совмещать питание с удовлетворением эмоциональных и духовных потребностей клиентов. С помощью дизайна интерьера, обученного персонала, меню и качества услуг «Чайная ложка» создает хорошее настроение и возрождает национальную кухню. Такое позиционирование позволяет компании выделяться в отрасли и быть узнаваемой при выходе на региональные рынки.
Таким образом, окончательно определяя направление развития стратегии организации, можно отметить смещение фокуса внимания с экономии на издержках (она переходит в систему повсеместного контроля качества) на дифференциацию предоставляемой компанией услуги: не просто фаст-фуд, а «оранжевое настроение» и «блин как элемент культуры».
В Таблице 3, основанной на схеме Пишо и Шонера «Влияние факторов контекста на принятие модели УЧР» (Приложение 5), приводится резюме выше обозначенных факторов внешней среды компании, ее структуры и стратегии.
Таблица 3
Факторы контекста Модель |
«Структурирующая» |
«Индивидуалистическая» |
Соглашения |
Ценностная |
Структура (Организационная форма) | ||||
Профессиональная бюрократия |
Х | |||
Миссионерская |
Х | |||
Адхократия |
Х | |||
Внешняя среда | ||||
Нехватка рабочей силы |
Х | |||
Слабое социальное регулирование |
Х | |||
Стабильный рынок |
Х | |||
Враждебная среда |
Х | |||
Дистанцированность власти от персонала |
Х | |||
Стремление к избежанию неопределенности |
Х | |||
Ценности «женственности» |
Х | |||
Корпоративные стратегии | ||||
Дифференциация |
Х |
Х | ||
Лидерство по издержкам |
Х |