Выбор восстановительной стратегии.
Из опыта антикризисного менеджмента экономически развитых стран можно извлечь очень многое, что реально успешно использовать в России с учетом ее специфических условий, менеджмента и т.д. В частности, ученые Финансовой Академии при Правительстве РФ особое внимание предлагают обратить на четкую регламентацию различных кризисов, их отличительные характеристики, разработку системы мер по их предотвращению, внедрению новых форм и инструментов антикризисного управления (проблемный менеджмент, моделирование и планирование потенциальных кризисных ситуаций, разработка и реализация антикризисных стратегий, формирование антикризисной команды, современная коммуникационная политика и т.д.) [4, 312].
Отечественные авторы отмечают, что «для многих наших предприятий и организаций типично то, что в западной практике принято называть «руководством путем доведения до кризиса» [72, 383]. Данным термином обозначается тип управления, при котором финансовые дела на предприятии «пущены на самотек» до тех пор, пока оно не оказывается в кризисной ситуации. И если стиль руководства или само руководство не меняется, то фирма находится в постоянном состоянии «борьбы за выживание». Определив, таким образом, что предприятие в своем развитии преодолело точку вхождения в кризис (подробнее об этом изложено в главе II настоящей работы), руководству фирмы необходимо выбрать стратегию «излечения» предприятия, стратегию вывода его из кризисной ситуации.
Оздоровление финансового положения предприятия предполагает, на наш взгляд, целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет нам сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить две наиболее распространенные реакции на кризисное состояние: защитная и наступательная.
Отечественные авторы предлагают использовать предприятию защитную реакцию в качестве тактики в момент вхождения в кризис, а наступательную реакцию - в качестве стратегии последующих действий. В частности, об этом пишут Градов А.П., Волков О.И., Иванов Г.П. [72, 384; 71, 230; 12, 30]. Обобщая имеющийся опыт, составим схему, по которой можно предложить действовать предприятию на стадии «лечения» для выхода из финансового кризиса (схема 3.1.).
Тактика и стратегия | |||||||||
защитная | наступательная | ||||||||
сокращение расходов |
активный маркетинг, высокие цены | ||||||||
закрытие подразделений |
использование резервов | ||||||||
сокращение персонала |
модернизация | ||||||||
сокращение производства и сбыта |
совершенствование управления | ||||||||
Мероприятия по выходу из кризиса | |||||||||
оперативные | стратегические | ||||||||
· устранение убытков |
· анализ и оценка состояния | ||||||||
· выявление резервов |
· предприятия и его потенциала | ||||||||
· привлечение специалистов |
· производственные программы | ||||||||
· кадровые изменения |
· выхода из кризиса | ||||||||
· отсрочки платежей |
· повышение доходов, | ||||||||
· кредиты | в том числе за счет: | ||||||||
· укрепление дисциплины |
- финансовой поддержки | ||||||||
· другие мероприятия |
- маркетинговых исследований | ||||||||
- технического перевооружения | |||||||||
- совершенствования управленческой работы | |||||||||