Особая ситуация на ЗАО «Тверская мануфактура». В свое время это был один из крупнейших хлопчатобумажных комбинатов в стране, также широко известный на мировом текстильном рынке. В состав предприятия входило 5 фабрик: две прядильные, две ткацкие, отделочная. Жилой фонд насчитывал 94 жилых дома; комбинат располагал 15 детскими учреждениями; имел свой Дворец культуры и техники; санаторий-профилакторий; базу отдыха и многое другое, предназначенное для улучшения быта и отдыха текстильщиков и их семей (см. Приложение 9). И с 1992 года, после акционирования, когда богатейшее предприятие вышло из-под государственной опеки и контроля, руководство комбината достаточно скоро потеряло большинство ранее налаженных производственных связей; централизованная система сбыта была разрушена, новая - не налажена. Предприятие оказалось под угрозой структурного кризиса (банкротства производства). В силу различного рода субъективных причин развитие ситуации довершил «недобросовестный менеджмент» руководства комбината. При наступлении финансового и производственного кризиса на предприятии была проведена реструктуризация - выделены в дочерние фирмы ОАО «Товарищество Тверская мануфактура», ЗАО Прядильная фабрика №2 и предприятие «Энерготехсервис». На интересующем нас ЗАО «Тверская мануфактура» сменилось руководство, однако структурный кризис уже наступил, новое руководство оказалось неэффективным собственником - на ЗАО «Тверская мануфактура» начался арбитражный процесс по делу о несостоятельности (банкротстве).
Необходимо добавить, что в процессе исследования было отмечено несоответствие существующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы несостоятельности и банкротства предприятий, реальной действительности. Рассмотрим эту проблему подробнее.
Согласно Федеральному закону РФ от 08.02.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешним признаком банкротства (несостоятельности) является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда [1, 18].
Результатом банкротства может быть полное прекращение хозяйственной деятельности должника, а если банкротом является предприниматель без образования юридического лица, то утрачивает силу его регистрация в качестве предпринимателя. Таким образом, банкротство является той гранью, которая определяет прекращение конкретной предпринимательской деятельности.
Банкротство является самым жестким основанием прекращения предпринимательской деятельности должника, и поэтому требует особого правового регулирования, поскольку затрагивает интересы и имеет негативные последствия не только для собственника имущества, но и для трудового коллектива, кредиторов, партнеров и т.п. В силу этого законодательство РФ о несостоятельности предусматривает меры по финансовому оздоровлению, восстановлению платежеспособности, санации должника. В более сложных случаях закон предлагает реорганизацию предприятия-должника, и как крайнюю меру - его ликвидацию.
Проанализируем экономико-правовой механизм признания предприятия банкротом и попытаемся выявить соответствие существующего правового поля реальным экономическим отношениям банкротства. Результаты данного анализа помогут определить влияние российского законодательства, регламентирующего вопросы банкротства, на экономические отношения, вне которых не может существовать ни одно предприятие.
Ряд процедур экономического характера, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и полного удовлетворения требований кредиторов, а также меры, принимаемые в случае невозможности восстановления платежеспособности компании, вплоть до принудительной или добровольной ликвидации предприятия-должника, представлены в Федеральном законе РФ от 08.02.1998 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1, 6]. Взаимоотношения и ответственность хозяйствующих субъектов рассмотрены в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации [2, 3].
Основная цель включенного в российское право в 1992 г. (с принятием ранее действовавшего Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.92 г. №3929-1) института несостоятельности (банкротства) была направлена на то, чтобы риск кредиторов несостоятельного хозяйствующего субъекта оказался минимальным. Известно, что юридические лица в силу п.1 ст.56 ГК РФ отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Крупный кредитор предприятия-должника может предъявить требования, для удовлетворения которых должнику необходимо реализовать все свои (или почти все) финансовые и имущественные активы. Современным законодательством это не допускается, потому что, во-первых, у предприятия-должника могут быть другие кредиторы, требования которых также необходимо удовлетворить; и, во-вторых, имеющихся активов должника может хватить (при наличии отсрочки выплаты долгов) на восстановление платежеспособности предприятия, и таким образом, требования всех кредиторов смогут быть удовлетворены. В любом случае, потери кредиторов, коль скоро они оказались неизбежными, должны быть разделены между ними наиболее справедливым образом. Подобный принцип установлен статьей 10 ГК РФ, запрещающей злоупотребление правом, принадлежащим участнику гражданского оборота, в любых формах [1, 13].
Вместе с тем появляется необходимость защитить и собственные интересы этого предприятия, ввести решение вопроса о его существовании в определенные рамки, так как находящееся в тяжелом финансовом положении предприятие в результате удовлетворения части требований кредиторов останется без имущества и уже по одному этому может прекратить свое существование [14, 72]. К тому же, до ликвидации предприятия и распродажи его имущества можно попытаться принять меры, направленные на поддержание его деятельности и оздоровление предприятия-должника. Возможность или невозможность этого покажет полный текущий и прогнозный анализ внутренних и внешних факторов, определяющих жизнедеятельность предприятия. Подробнее об этом изложено ниже.
Помимо указанных выше Федерального закона РФ от 08.02.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и Гражданского кодекса РФ в настоящее время процесс банкротства в России регламентируется законодательными и нормативными актами общим количеством более 90. Основные из них:
* Федеральный закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
* Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) в ред. от 24 октября 1997 г.;
* Указы Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. №2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» и от 2 июня 1994 г. №1114 «О продаже государственных предприятий-должников»;