рефераты по менеджменту

Стратегия антикризисного управления предприятия

Страница
30

Далее (в случае улучшения ситуации) необходимо производить набор высококвалифицированных работников, которые смогут выполнять широкий спектр функций (а не на каждую функцию одного работника с узкой специализацией). Сегодня в России существует еще вариант набора персонала через Государственный Центр занятости. В этом случае Центр занятости предоставляет предприятию денежный или товарный кредит за каждого принятого на работу. В некоторых случаях целесообразно нанимать консультантов на краткосрочной основе для решения конкретных проблем. Так, в частности, рекомендуют поступать Цыгичко В.Н., Хайниш С.В. [67, 223; 65, 104]. Это позволит своевременно устранять возникшие трудности без долгосрочных затрат по найму, подготовке, мотивации и стимулированию дополнительных работников.

Естественно, что после оптимизации структуры кадров, необходимы активная мотивация и стимулирование имеющегося (или оставшегося) персонала.

В заключение можно отметить, что в случае кризиса все эти меры достаточно действенны, однако максимального эффекта от их применения можно добиться при внедрении их до попадания предприятия в кризисную ситуацию.

Заключение

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе отражены результаты комплексного исследования проблемы выбора антикризисной стратегии и тактики управления предприятием в зависимости от местоположения этого предприятия на кривой своего жизненного цикла. Обобщение и систематизация результатов теоретических изысканий и практического опыта позволили разработать методику формирования и выбора адекватной стратегии антикризисного управления предприятием.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- были выяснены теоретические аспекты кризиса и антикризиса;

- определена проблема несостоятельности предприятия, а именно:

· выяснены причины и факторы несостоятельности предприятий;

· определено соответствие существующего нормативно-правового поля, регламентрующего процесс банкротства предприятий, реальным экономическим отношениям;

- проанализировано современное состояние проблемы антикризисного управления предприятием;

- выявлена связь между положением предприятия на кривой его жизненного цикла и соответствующей антикризисной стратегией;

- проведен анализ состояния предприятия при его нахождении в различных точках кривой жизненного цикла;

- показана необходимость предупреждения и профилактики кризиса на каждом из этапов жизненного цикла;

- рассмотрены существующие методы прогнозирования и профилактики финансового кризиса на предприятии как составляющие антикризисной стратегии управления предприятий;

- разработана и апробирована методика формирования и выбора антикризисной стратегии согласно местоположению предприятия на кривой жизненного цикла;

- проанализированы некоторые особенности практической реализации антикризисной стратегии на предприятии, находящемся в состоянии кризиса (до начала арбитражного процесса о банкротстве, в процессе дела о банкротстве и на этапе конкурсного производства);

- проанализированы методы вывода предприятия из кризиса;

- рассмотрены существующие варианты стратегии и тактики вывода предприятия из кризиса;

- проанализированы результаты, полученные в итоге апробирования предлагаемой в данной диссертационной работе методики, сделаны соответствующие выводы и даны рекомендации по улучшению ситуации на предприятии.

Таким образом, изложенные в данной диссертационной работе результаты исследования проблемы выбора антикризисной стратегии и тактики управления предприятием в зависимости от местоположения этого предприятия на кривой своего жизненного цикла позволяют сделать ряд теоретических выводов и сформулировать конкретные предложения по методике этого процесса:

1. Кризис – важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Он обнаруживает не только предел, но и дает импульс развитию экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Это связано с тем, что, во-первых, кризис, обесценивая основной капитал, создает условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых, кризис принуждает к обновлению основного капитала предприятия на новой технической базе, условия для которой создаются научно-техническим прогрессом.

2. Целью антикризисной политики должна быть не столько борьба с уже наступившими кризисами, сколько создание условий для того, чтобы возможные кризисы были мягче, проходили спокойнее, не вызывали большого риска.

3. Таким образом, антикризисное управление можно определить как систему, имеющую четыре ярко выраженных элемента:

* прогнозирование кризиса/банкротства;

* профилактика кризиса/банкротства;

* непосредственно кризис;

* вывод предприятия из кризиса.

С современной теорией кризисов данная система соотносится следующим образом. Согласно теории кризисов антикризисная политика представляет собой сочетание трех элементов: Антикризис – Кризис – Антикризис. Причем «докризисный» антикризис включает в себя прогнозирование и профилактику, своеобразную подготовку к кризису; это общий, абстрактный антикризис. «Послекризисный» антикризис, согласно нашей схеме, представляет собой выведение предприятия из кризисной ситуации, это – частный, конкретный антикризис.

4. Основная причина кризиса сегодняшних российских предприятий – изменение системы хозяйствования в государстве, а также общегосударственный экономический кризис, кризис производства и финансовый кризис. Внешние причины подкрепляются неэффективным и/или так называемым «недобросовестным» менеджментом изнутри предприятия, что в совокупности делает предприятие несостоятельным. Информация («знания») о причинах и факторах несостоятельности компаний дает возможность применить своевременную антикризисную стратегию и соответствующую тактику на любом этапе развития предприятия.

5. Анализ существующего правового поля, регламентирующего процесс банкротства предприятий, и экономико-правового механизма обоснования признания предприятия банкротом показал, что существующее правовое поле не полностью соответствует реальным экономическим отношениям банкротства. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) не позволяет проводить полноценную антикризисную политику, в частности, по оздоровлению предприятия, по выводу его из кризиса, теми методами, которые были бы оптимальными в каждом конкретном случае. Признание должника банкротом может стать достаточно простым действием, подкрепленным реально работающим и детально продуманным механизмом проведения оздоровления или ликвидации неплатежеспособного предприятия, однако для этого необходимо внести ряд поправок в существующее законодательство. На сегодняшний же день необходимо иметь ввиду, что любую антикризисную стратегию необходимо разрабатывать с учетом выявленных недостатков в законодательстве.

6. Эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить целый ряд критериев этого выбора. Наиболее полно эти факторы объединяет и систематизирует теория жизненного цикла развития предприятия. Согласно этой теории, каждое предприятие развивается по определенному циклу, проходя при этом несколько стадий своего развития. На каждой стадии развития предприятие имеет определенные параметры, характеризующие условия функционирования фирмы: текущее состояние и перспективы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту