Выбор тактики профилактики кризиса.
К мерам тактического характера профилактики кризиса относится, в частности, прогнозирование кризиса.
Значение прогнозирования подчеркивают многие экономисты. Так, г-да Стоянов Е.С. и Штерн М.Г. отмечали: «Предприятие – центр относительно автономных решений. Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкретизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адаптации к условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Эти прогностические финансовые последствия способны оказаться критерием выбора или отбраковки тех или иных вариантов поведения предприятия» [52, 79].
Известно, что зная общие закономерности развития любого предприятия можно с той или иной степенью вероятности сделать прогноз его развития на ближайшие перспективы. Таким образом, было бы логичным воспользоваться имеющимися возможностями для прогнозирования, предупреждения и предотвращения кризиса на предприятии.
У предприятия, находящегося в состоянии финансового кризиса, наблюдаются низкие показатели деловой активности, рентабельности и отдачи имеющихся активов. Это отражено в большинстве работ по финансовому анализу, в частности, такими авторами, как Ефимова О.В., Ковалев В.В., Лапуста М.Г. и др. [23, 55; 31, 139; 50, 574; 76, 160]. Убыточность финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие находится под угрозой банкротства. Однако это еще не означает, что любое убыточное предприятие тут же должно обанкротиться. Убыточность может быть временной, и не исключено, что руководство и менеджеры предприятия найдут эффективные решения и выведут предприятие из кризиса. С другой стороны, только наличие высокой рентабельности не исключает возможности банкротства, другие показатели могут в это же время быть неудовлетворительными.
Таким образом, при прогнозировании и диагностике банкротства автором предложено, основываясь на теоретических и практических разработках отечественных экономистов, проанализировать в совокупности следующие показатели:
а) ликвидности и платежеспособности;
б) финансовой устойчивости;
в) деловой активности.
Экономист Эрик Хелферт подчеркивал, что коэффициенты, характеризующие данные показатели, имеют много общих элементов, так как все они – производные ключевых компонентов одной и той же финансовой отчетности. Фактически они часто взаимосвязаны, и поэтому их можно рассматривать как систему. Аналитик может превратить серию коэффициентов в динамический ряд, освещающий наиболее важные рычаги управления, используемые менеджерами для воздействия на деятельность компании [66, 160].
Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния - ликвидность и платежеспособность предприятия, то есть способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Финансовое состояние предприятия в долгосрочном плане характеризуется показателями финансовой устойчивости, рассчитываемыми на основе соотношения собственного и заемного капитала предприятия. Результаты же и эффективность текущей основной производственной деятельности характеризуют показатели деловой активности предприятия.
Таким образом, рекомендуется определить прогнозное финансовое состояние предприятия по следующему алгоритму. Для начала необходимо провести детальный анализ текущего финансового состояния предприятия. Для прогнозирования кризиса необходимо обратить особое внимание на значения коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия. Если они совпадают с нормативными, то можно сделать вывод об устойчивом финансовом положении предприятия, о его ликвидности и платежеспособности, об эффективной производственной деятельности; то есть при прочих равных условиях о банкротстве данного предприятия говорить рано. В этом случае задачей руководства будет поддержание финансового состояния предприятия (а точнее, соотношение статей баланса этого предприятия) на прежнем уровне. В случае ненормативного значения данных коэффициентов необходим более детальный анализ причин этого факта; руководству фирмы следует изменить соотношение статей баланса для достижения нормативного значения исследуемых показателей; при необходимости - пересмотреть финансовую политику предприятия.
Приведенные в Приложении 4 расчеты и в главе III в качестве иллюстраций выводы были сделаны согласно этому алгоритму.
В мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана целая система экономических показателей (см. таблицу в Приложении 3). Для иллюстрации принципов анализа рассмотрим важнейшие из них.
1. Оценка ликвидности и платежеспособности.
Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности [23, 21; 29, 40; 31, 101; 76, 161; 88, 134], под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства. Так, для ряда исследуемых предприятий (см. Приложение 4) значение коэффициента платежеспособности на несколько порядков ниже нормативного (рекомендуемое значение 0,05-0,20). Как уже отмечалось выше, данный показатель свидетельствует о крайне затруднительном финансовом положении на этих предприятиях.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Рассмотрим подробнее некоторые коэффициенты ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности) исчисляется как денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг (II раздел актива) к краткосрочным обязательствам (раздел VI пассива баланса). Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, включают: кредиторскую задолженность и прочие пассивы; ссуды, не погашенные в срок; краткосрочные кредиты и заемные средства.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. В качестве ограничения этого коэффициента рекомендуется принимать значения от 0,2 - 0,5 (то есть не менее 20 - 50%) [11, 165; 23, 25; 31, 103; 68, 76]. Крайне низкое значение этого показателя для исследуемых предприятий (см. Приложение 4) свидетельствует практически о невозможности погасить краткосрочную задолженность в ближайшее время - от 0,005-0,037% этой задолженности (ЗАО «Тверитекс» и ЗАО «Тверитекс-97» соответственно) до 0,1%-1,0% (значение, равное 0,1% имеют предприятия ОАО «Искож-Тверь» и ЗАО «Тверская мануфактура»; ОАО «Тверис» имеет максимальное значение этого коэффициента, равное 1,0%, что, тем не менее, гораздо ниже нормы и свидетельствует о возможности предприятия покрыть не более 1% краткосрочной задолженности в ближайшее время).