Схема 2.4. «Гребешковая» кривая
жизненного цикла предприятия
Увязав жизненный цикл предприятия и жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы, можно отметить, что за время жизненного цикла фирмы может смениться несколько жизненных циклов ее конкурентного преимущества (схема 2.5.).
Как видно из схем 2.4. и 2.5. своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать фирму на стадии зрелости. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества предприятия и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе. Эти меры, как правило, не выходят за рамки маркетинговой стратегии: своевременного снятия с производства устаревших товаров и вывода на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг; изменение ценовой политики; изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта; применение стратегии распределения, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей; поиск новых сегментов рынка и т.п.
Схема 2.5. Связь жизненного цикла фирмы
и жизненного цикла ее конкурентного преимущества
Логика подсказывает, что в случае многократного повторения этапов роста и/или устойчивости жизненного цикла предприятия, можно наблюдать тенденции дальнейшего развития фирмы:
1).
Схема 2.6. Стабильное состояние фирмы.
2).
Схема 2.7. Благоприятные перспективы фирмы.
3).
Схема 2.8. Неблагоприятные перспективы фирмы.
В третьем случае фирме в ближайшем будущем предстоит попасть на стадию спада, что неизбежно приведет к кризису деятельности предприятия, к финансовому кризису и, как правило, к банкротству. Процедуры, связанные с выведением предприятия из кризиса, будут являться, соответственно, антикризисными. Ниже будет подробно обосновано понятие антикризисного управления предприятием как комплекса мер по диагностике, прогнозированию, профилактике кризиса, а также по выведению предприятия из кризиса.
Выше отмечалось, что кризисная ситуация на любом предприятии схожа с заболеванием.
Предлагается следующее изображение этого «заболевания» на кривой жизненного цикла предприятия (схема 2.9.).
Схема 2.9. Момент «заболевания» предприятия.
На типичной кривой жизненного цикла предприятия кризис наступает по окончании фазы устойчивости. Обозначим точкой 1 точку вхождения в кризис. Конечно, такая точка может «появиться» на любой стадии развития предприятия; в этом случае кривая жизненного цикла изменится (схема 2.10.).
Выделим точку 2, которая также является кризисной - в этот момент предприятие от своей деятельности начинает нести одни убытки. Необходимо отметить, что Федеральный закон от 19.11.92 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусматривал работу с предприятием (в том числе и антикризисную) по преодолении этим предприятием точки 2. Однако «излечение» компании на этой стадии практически невозможно, что заставляет задуматься о более ранней антикризисной политике (например, по преодолении точки 1). С принятием нового Федерального закона РФ от 08.02.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы могут начать финансовую «работу» с предприятием-должником гораздо раньше (как раз после точки 1). И действительно, как показано ниже, в этом случае вероятность получения своих денег «обратно» гораздо выше, так как есть шансы восстановить платежеспособность предприятия-должника.
Схема «заболевания» и «лечения» стандартна вне зависимости от момента вхождения предприятия в кризис, поэтому для простоты изложения далее будем работать со схемой 2.9.
Далее необходимо выявить зависимость вариантов стратегии антикризисного управления от местоположения предприятия на кривой жизненного цикла.
Схема 2.10. Кризисные точки развития предприятия.
Для этого рассмотрим типичный жизненный цикл предприятия. По прохождении фазы устойчивости предприятие проходит критическую точку 1 - точку вхождения в кризис (схема 2.11.).
Схема 2.11. Варианты развития «болезни» предприятия.
Внесем необходимые пояснения к предложенной схеме. Ось ординат является осью убытков и прибылей фирмы. То есть в момент создания (точка пересечения кривой жизненного цикла с осью ординат) предприятие не приносит прибыли (подробнее этот вопрос освещался при рассмотрении этапов жизненного цикла предприятия). Уже с этого момента руководство компании должно заниматься профилактикой возможного кризиса. Любое предприятие развивается по стандартному жизненному циклу; другое дело, что грамотным (или, наоборот, неграмотным) управлением можно «растянуть» или «сжать» во времени те или иные этапы жизненного цикла своего предприятия. Таким образом, любое предприятие неизбежно придет в своем развитии к точке 1.
Далее возможно несколько путей развития ситуации.
Если на предприятии финансовый менеджмент слаб, стратегия и тактика управления не проработаны, то предприятие начинает «заболевать». Если руководство не замечает тревожных признаков, не принимает никаких мер по стабилизации финансового состояния предприятия, или же эти меры не оправдывают себя, то кривая жизненного цикла плавно спускается до отметки 2, фирма переходит стадию умирания - до банкротства и ликвидации.
Второй вариант развития ситуации: если после прохождения точки 1 управляющий замечает приближение кризиса. В этом случае возможно «лечение» предприятия; причем, чем быстрее оно начато, тем с меньшими финансовыми и трудовыми потерями оно будет проведено; тем больше шансов на полное восстановление удовлетворительного финансового состояния фирмы; тем меньше вероятность банкротства предприятия (схема 2.11.).
В третьем случае - идеальном - начинать работу по предотвращению кризиса необходимо еще на стадии развития предприятия; до того, как появятся первые тревожные признаки надвигающегося кризиса. Это возможно при своевременном возобновлении очередного цикла конкурентного преимущества (схема 2.5.), а также при соблюдении основных принципов антикризисного управления. На предложенной схеме этот вариант будет выглядеть как «гребешковая» кривая жизненного цикла (см. схемы 2.3. и 2.4.), то есть предприятие в этом случае будет иметь максимально продленный этап зрелости.