Все эти варианты развития ситуации отражены в разработанном нами «Алгоритме развития предприятия после прохождения точки «вхождения в кризис»», который представлен на схеме 2.12.
Упомянутая в третьем варианте развития ситуации система антикризисного управления, как уже отмечалось, будет иметь четыре основных элемента:
· прогнозирование и диагностика кризиса/банкротства;
· профилактика кризиса/банкротства;
· непосредственно кризис;
· вывод предприятия из кризиса.
Очевидно, что начиная с момента создания предприятия необходимо проводить профилактику кризиса. Рекомендуется на этом этапе развития предприятия разработать стратегию профилактики, которой соответствует ряд профилактических мероприятий. Параллельно (а точнее, в качестве одного из тактических приемов профилактики кризиса) необходимо проводить прогнозирование/диагностику кризиса на предприятии. В зависимости от его результатов меняется общая тактика профилактики с целью соответствия антикризисной стратегии.
Если же несмотря ни на что (например, в силу воздействия внешних причин) кризис все же наступил, необходимо применять часть антикризисной стратегии, разработанную для подобной ситуации. Выход предприятия из кризиса, или его «лечение», также предусматривает применение одной из восстановительных стратегий с соответствующими элементами тактики.
Схема 2.12. Алгоритм развития предприятия
после прохождения точки «вхождения в кризис».
Более детально профилактика кризиса и «лечение» предприятия, то есть меры по выведению предприятия из кризиса рассмотрены ниже.
Однако отметим, что согласно намеченной цели диссертационного исследования, нам необходимо разработать методику выбора стратегии антикризисного управления предприятием. Разработка мероприятий профилактики кризиса и мер по выведению предприятия из кризиса не является целью данной работы и не входит в задачи исследования.
Выше уже отмечалось, что в сегодняшних условиях российские ученые в своих трудах доказывают идею необходимости антикризисного управления предприятием [7, 14; 55, 22]; приводят способы диагностики несостоятельности предприятия и прогнозирования банкротства [29, 40]; показывают возможную реакцию предприятия на кризисное состояние [72, 384; 71, 230; 12, 30]; предлагают разные варианты стратегии [56, 314; 72, 397] или тактики [12, 131; 17, 10] вывода предприятий из кризиса. Российскими учеными до сих пор не рассматривался вопрос выбора антикризисной стратегии по каким-либо критериям.
В предложенной работе объединены наиболее интересные, с точки зрения практики, разработки отечественных авторов и на этой основе разработана методика выбора антикризисной стратегии согласно местоположению предприятия на кривой жизненного цикла.
Таким образом, ниже предлагается к рассмотрению квинтэссенцию научных исследований на интересующую нас тему, мероприятия которых апробированы на деятельности конкретных предприятий города Твери.
Выбор стратегии профилактики кризиса.
Выше было конкретизировано понимание системы антикризисного управления как сочетания следующих элементов: «прогнозирования кризиса - профилактики кризиса – непосредственно кризиса - вывода предприятия из кризиса».
Для принятия решений по антикризисному управлению необходимо выяснить экономическое состояние предприятия, которое устанавливается в результате диагностики, например, по алгоритму, предлагаемому г-ном Гусевым Ю.В. [22, 70]. Как уже отмечалось, в этом случае работа по улучшению экономической деятельности предприятия может достаточно успешно проводиться в случае, если будут выявлены проблемы на соответствующем уровне производства и управления, а также причины их возникновения.
Напомним, что кризисное состояние может возникнуть на любом этапе жизненного цикла предприятия (схема 2.10.). В пункте 2.1. при анализе жизненного цикла предприятия приведена классификация факторов, определяющих условия функционирования фирмы в отечественной экономике. Более подробно они представлены в таблице 2.1. «Факторы, способствующие банкротству фирмы», составленной нами на основе исследований, проведенных под руководством г-на Градова А.П. [72, 390]. Проанализируем степень влияния этих факторов на деятельность предприятия.
В принципе, условия деятельности фирмы на I и II этапах своего развития практически одинаковые; соответственно, одинаковыми будут и внешние факторы, которые при неблагоприятном раскладе приведет предприятие к несостоятельности и банкротству. На этих двух стадиях определяющими, на наш взгляд, являются производственные факторы, а именно:
· неправильное определение миссии фирмы и ее производственного профиля;
· низкие предпринимательские способности собственника фирмы;
· низкие способности и квалификация управленческого персонала;
· неадекватный маркетинг;
· высокая доля заемного капитала;
· неадекватность трансакционных издержек.
Неправильное определение миссии предприятия и его производственного профиля означает, что продукция данного производства не будет пользоваться спросом вообще или тем спросом, который обеспечил бы ему финансовое благополучие. Этот фактор является наиболее весомым, так как большое количество банкротств предприятий на этих двух этапах происходит по причине неверного или неудачного определения своего места на рынке, своей рыночной ниши.
Низкие предпринимательские способности собственника фирмы, а также квалификация и способности управленческого персонала (как уже отмечалось выше, на многих предприятиях это способности одного и того же человека) также могут привести предприятие к банкротству на самых ранних стадиях его жизненного цикла.
Большое значение для успешной работы имеет маркетинг. Некорректное определение рынков сбыта, потенциальных потребителей, спроса на производимый товар или услуги может привести к производству неконкурентоспособной продукции; продукции, не пользующейся спросом; затовариванию, или, наоборот, к недополучению прибыли от недостаточного производства. При этом надо учитывать разницу между потребностями человека, которые могут составлять неплатежеспособный спрос, и непосредственно спросом, подкрепленным финансовыми возможностями потребителя. Ориентация производства на первый вид спроса неизбежно приведет предприятие к кризису. Необходимо отметить, что неадекватный маркетинг на всех стадиях жизненного цикла может привести предприятие к кризисному состоянию и как следствие - к банкротству.