В процессе проведения анализа эффективности системы управления были рассчитаны показатели, отражающие экономическую и социальную эффективность предприятия. На основании проведенных расчетов и оценки можно сделать вывод, что, несмотря на рост экономических показателей, деятельность фирмы нельзя признать успешной, т.к. показатели рентабельности очень низки.
Экономическая стабильность организации, выживание и процветание в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции неразрывно связаны с непрерывным совершенствованием и развитием. В современных условиях для предприятий целесообразно использовать комплексный подход к управлению организационным развитием, которое предполагает проведение своевременных изменений, обусловленных мобильностью внешней среды и потребностями объекта управления (рис. 3.15.) [8, С. 194].
Как правило, на пути развития организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Поэтому без программного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация.
Целевая комплексная программа – инструмент системного анализа, который эффективно помогает решать задачи планирования организационного развития [9, С. 85].
Система целей должна быть направлена на реализацию главной цели – возрастание конкурентной позиции предприятия на потребительском рынке. В число основных стратегических целей входят:
§ наиболее полное удовлетворение потребностей рынка;
§ создание условий повышения рыночной стоимости бизнеса;
§ формирование экономического и финансового потенциала;
§ повышение эффективности работы;
§ формирование системы рискованного управления.
Задача комплексного управления организационно-техническим и социально-экономическим развитием торгового предприятия в целом может быть решена на основе взаимоувязки и согласования целей развития отдельных частей и подсистем коммерческой системы.
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без программного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей.
При анализе деятельности была определена оптимальная стратегия дальнейшего развития предприятия – стратегия концентрированного роста. Она заключается в усилении позиций на существующем рынке. Также выгодной признана стратегия развития продукта, которая заключается в реализации нового продукта (не только лакокрасочной продукции, но и других отделочных материалов). Данные стратегии являются стратегиями концентрированного роста. Для претворения в жизнь данной стратегии необходимо повысить эффективность системы управления ООО «ВПК-Красноярск».
Анализ и оценка существующей системы управления ООО «ВПК-Красноярск» показали, что система управления малоэффективна. Поэтому необходимо разработать программу по повышению эффективности системы управления торговым предприятием. Таким образом, главная цель программы – повышение эффективности системы управления. Для этого необходимо достижение нескольких частных целей:
1) Повышение эффективности экономической (хозяйственной) деятельности предприятия.
2) Повышение эффективности управления персоналом.
3) Повышение эффективности процесса управления.
1) Для повышения эффективности экономической (хозяйственной) деятельности предприятия необходимо:
а) ввести отдел маркетинга.
В современных рыночных условиях деятельность торгового предприятия не может обойтись без маркетинговой составляющей. Поэтому для повышения спроса и стимулирования продаж необходимо ввести в организационную структуру отдел маркетинга, в обязанности которого будут входить:
· проведение маркетинговых исследований;
· организация целенаправленной ценовой политики: определение оптимальной цены, разработка систем скидок, надбавок и т.д.;
· формирование ассортимента в соответствии с потребностями клиентов (управление ассортиментом);
· управление качеством и конкурентоспособностью товаров;
· разработка систем стимулирования продаж: разработка рекламной компании, выставки, презентации, конкурсы, подарки, скидки.
· организация работы с поставщиками, поиск поставщиков импортной продукции, других видов отделочных материалов, пользующихся спросом на рынке;
· формирование и поддержание имиджа предприятия и др.
Эффективная реализация отделом маркетинга своих обязанностей приведет к повышению потребительского спроса, увеличению оптового оборота, прибыли от продажи, повышению имиджа предприятия.
На начальном этапе в связи с ограниченностью ресурсов в штатное расписание необходимо ввести 2-ух маркетологов. Реализация данного мероприятия будет состоять из следующих этапов:
1. Поиск, отбор и принятие на работу квалифицированных маркетологов;
2. Определение целей, задач отдела маркетинга на ближайшую и долгосрочную перспективу; определение и согласование должностных обязанностей маркетологов в соответствии с поставленными задачами; определение системы оплаты труда и премирования;
3. Адаптация работников, необходимое обучение;
4. Выполнение должностных обязанностей.
На выполнение данного мероприятия выделяется 4 недели. Исполнителем назначается начальник отдела продаж и директор, он же осуществляет контроль.
б) Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий:
· Проведение маркетингового исследования;
· На основе этого формирование нового ассортимента продукции;
· Поиск нужных поставщиков;
· Рекламная компания должна содержать:
o изготовление наружной рекламы;
o рекламу в специальных газетах и журналах, посвященных строительству и ремонту;
o распространение рекламных проспектов с перечнем продукции и услуг на предприятиях города;
o разработку интернет-сайта.
Срок 3 месяца. Исполнители: отдел маркетинга, начальник отдела продаж, директор осуществляет контроль.
2) В ходе анализа эффективности системы управления был выявлен ряд проблем, связанных с персоналом организации. Для устранения недостатков необходимо введение на предприятии новой системы стимулирования труда, предполагающей:
· введение новой системы оплаты труда, предполагающей разделение заработной платы на 3 составляющие:
o часть зарплаты, получаемая за выполнение должностных обязанностей (то есть все, кто выполняет одинаковые обязанности, получают одинаковое вознаграждение);
o часть зарплаты, начисляемая за трудовой стаж на данном предприятии;
o часть зарплаты, получаемая за достигнутые результаты в работе (то есть формирование взаимосвязи между размером заработка и результатами работы, например, определенный процент от продажи товаров для оперативного персонала, от суммы прибыли для аппарата управления и др.).