В результате проведенного анализа внешней среды косвенного воздействия можно сделать вывод, что изучаемая среда несет в себе больше угроз, нежели возможностей, что связано с экономическим кризисом. Исследование внешней среды прямого воздействия также показывает наличие больших угроз ООО «ВПК-Красноярск» из-за крупных и более развитых конкурентов в Красноярском крае. На взгляд автора угрозы несут в себе и поставщики, т.к. они поставляют только продукцию отечественного производства и из стран СНГ, а также потребители, которые в представлены малым числом крупных компаний, что влечет за собой большую финансовую зависимость от них для ООО «ВПК-Красноярск».
Далее проведем оценку угроз и возможностей внешней среды методом экспертных оценок. За основу примем шкала от 0 до 10 («10»баллов максимальное влияние факторов на предприятии, «0» баллов полное отсутствие влияния) (прил.7, 8).
На следующем этапе необходимо проанализировать потенциал предприятия, чтобы выявить его сильные и слабые стороны для более эффективного использования возможностей компании (табл. 2.9)
Таблица 2.9 Анализ внутренней среды ООО «ВПК-Красноярск»
Срез |
Описание |
Характеристика | |
Сильная сторона |
Слабая сторона | ||
А |
Б |
В |
Г |
1. Кадровый срез | |||
1.1 Оплата труда |
Размер оплаты труда ниже чем в среднем по г. Красноярску, но за последний год увеличение почти на 30% |
Рост производительности труда |
Увеличение налоговых ставок (ЕСН), рост заработной платы больше, чем производительности труда |
1.2 Использование стимулов для мотивирования выполнения работы |
Материальные стимулы, превышающие отдачу по результатам деятельности |
_ |
Отсутствие эффективной системы мотивации персонала - низкая мотивация |
1.3 Квалификация и опыт трудящихся |
Большинство работают не по специальности, имеют высшее образование (18 чел.) |
Высокий уровень образованности работников предприятия |
Большие затраты на обучение из-за отсутствия специального образования в сфере торговли |
1.4 Соотношение численности исполнительского и управленческого персонала |
Численность ОП ООО «ВПК-Красноярск» 14 работников, а АУП – 8 чел., ВП – 9 чел. |
Эффективность системы управления |
Высокие затраты на управление |
2. Финансовый срез | |||
2.1 Общее финансовое состояние предприятие |
Увеличение масштабов деятельности |
Рост чистой прибыли и рентабельности |
Низкая рентабельность, малый размер чистой прибыли |
3. Маркетинговый срез | |||
3.1 Место компании на рынке |
Занимает малую долю рынка, неизвестная компания |
Большие возможности для развития, формирования положительного имиджа |
Возможность так и остаться в тени более крупных конкурентов. Недоверие к небольшой фирме среди потенциальных клиентов |
3.2 Ценовая политика |
Низкий уровень цен, по сравнению с конкурентами |
Гибкость системы ценообразования (система скидок, система оплаты) |
- |
3.3 Промоушен |
Отсутствие активной рекламы |
- |
Незнание потребителем торговой фирмы, невозможность получить новых клиентов |
3.4 Продукция |
Отечественная лакокрасочная продукция, а также продукция из стран СНГ |
Высокое качество и известные марки |
Узость ассортимента |
4. Технологический срез | |||
4.1 Технологии и оборудование |
Новые современные технологии обслуживания клиентов, а именно внедрение компьютерной программы учета и движения товара на складе позволяет быстро и качественно оформить заказ клиента, предусмотрена доставка материалов клиентам, возможна оперативная доставка материалов под заказ, на складах постоянно поддерживается достаточный объем каждой позиции ассортимента |
Высокий уровень сервисного обслуживания клиентов |
Высокий уровень издержек обращения, связанных с сервисной программой |
5. Управленческий срез | |||
5.1 Структура управления |
Линейно-функциональная структура управления |
- |
Низкая эффективность управления из-за ряда проблем структурного характера |
6. Производственный срез | |||
6.1 Качество |
Качество материалов подтверждено российскими и зарубежными сертификатами, также высокий уровень сервиса |
Высокое качество продукции и сервиса |
- |
Исследование внутренней среды выявило больше слабых сторон по сравнению с сильными. Оценка сторон внутренней среды представлены в (прил. 9 и 10).
Исходя из проведенного анализа и опроса сотрудников компании, наиболее выраженные компоненты занесем в матрицу SWOT (рис. 2.14).
Возможности Из-за девальвации рубля рост спроса на отечественную продукцию Развитие новых технологий продажи, обслуживания Крупные клиенты – закупка больших партий товара - рост объемов сбыта |
Угрозы Кризис наиболее затронул область строительства, снижение товарооборота и др. Отсутствие денежных средств у населения и организаций, откладывание проведение ремонта до «лучших времен» Слишком сильные конкуренты - неконкурентоспособность компании | |
Сильные стороны Гибкость системы ценообразования (система скидок, система оплаты) Высокое качество продукции и известность марок Высокий уровень сервисного обслуживания клиентов |
Стратегия развития рынка |
Стратегия обратной вертикальной интеграции |
Стратегия укреплений позиций на рынке |
Стратегия усиления позиций на рынке | |
Стратегия развития продукта |
Стратегия развития рынка | |
Слабые стороны Низкая рентабельность, малый размер чистой прибыли Узость ассортимента Отсутствие рекламы - незнание потребителем торговой фирмы, невозможность получить новых клиентов |
Стратегия горизонтальной диверсификации |
Стратегия развития продукта |
Стратегия обратной вертикальной интеграции |
Стратегия центрированной диверсификации | |
Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции |
Стратегия усиления позиций на рынке |