Основные действия маркетологов, занимающихся оптовой торговлей, касаются выбора целевого рынка, формирования товарного ассортимента и комплекса услуг, вопросов ценообразования, выбора мест размещения оптовых предприятий.
Выбор целевого рынка для оптовиков заключается:
· в нахождении групп клиентов по определенным критериям, таким как их размеры (например, крупные розничные торговцы),
· вид клиентов (например, продовольственные магазины), степень заинтересованности в услугах (например, клиенты, нуждающиеся в кредитовании);
· выделении в рамках целевой группы наиболее выгодных для себя клиентов;
· разработке для выбранных клиентов заманчивых предложений;
· установлении с выбранными клиентами долговременных и доверительных отношений [19].
Обычно клиенты оптовиков заинтересованы в полном товарном ассортименте или комплексе услуг и наличии достаточных товарных запасов. Поэтому маркетологи вынуждены искать компромиссные решения, устраивающие и оптовиков, и их клиентов.
Ценовая политика оптовиков целиком подчинена тем целям, которые они для себя формулируют. Так, если они заинтересованы в привлечении нужных клиентов, то готовы сократить размеры чистой прибыли на соответствующие товары либо могут запросить у поставщика товары по низким льготным ценам в обмен на возможность сбыта большего объема товаров этого поставщика. Оптовики обычно довольствуются нормой прибыли в пределах 3 %,а в торговле бакалейно-гастрономическими товарами их норма прибыли может быть всего 2 % от объема продаж.
Выбор мест размещения предприятий оптовой торговли обусловливается размерами арендной платы за землю и уровнем развития инфраструктуры. Обычно такие предприятия размещаются в районах с низкой арендной платой, где не требуется затрачивать большие средства на благоустройство территории и самих помещений. Но при этом важно, чтобы они размещались вблизи железнодорожных путей или автомобильных дорог.
В настоящее время наблюдается значительный рост доли независимых оптовых предприятий, в то время как оптовая деятельность самих производителей, а также агентов и брокеров падает [19].
Таким образом, предложенная классификация видов оптовых торговых предприятий позволит определить место и роль каждого предприятия в общей системе торговли; оценить правильно и комплексно характер, масштаб деятельности предприятия и эффективность его работы в сравнении с другими.
Основные подходы к определению сущности эффективности могут быть объединены в несколько групп. Первый связан с этимологией слова. Понятие «эффективность» происходит от слова «эффективный», что в переводе с латинского [лат. effectivus] означает «достигающий определенного эффекта». Таким образом, эффективность можно трактовать как действенность, результативность [9. С. 205].
Второй подход (наиболее распространенный) рассматривает эффективность как «отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение. Третий подход объединяет два предыдущих и рассматривает эффективность в представленных обоих качествах одновременно: эффективной можно считать ту организацию, которая успешно осуществляет свои цели, а именно, когда затраты и результаты, т.е. ее входы и выходы являются удовлетворительными. Здесь, собственно, речь идет о двух аспектах эффективности: о достижении целей и о соотношении входов и выходов.
Связанной с данным подходом является еще одна трактовка эффективности, которая основана на принципе двойственного рассмотрения системы: с одной стороны, как элемента системы более высокого уровня, а с другой — как обособленной системы. Подобный подход состоит в том, что эффективность может рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя по отношению к данной системе характеристика. Когда эффективность выступает как внутренняя характеристика, то она в большей степени характеризует процесс (как системный объект), а когда ее представляют как внешнюю характеристику, то она в большей мере характеризует выход или цель системы, чем какой либо другой системный объект.
В соответствии с рассмотренными выше подходами эффективность системы управления также целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. эффективность как характеристику достижения результатов (целей) (т.е. как внешний аспект, иначе — рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня);
2. эффективность как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее выходами и входами (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него) [9, С. 206].
При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характеристики системы управления), так и опосредованно, т.е. через результаты хозяйственной системы в целом.
Необходимость исследования эффективности связана с тем, что она выступает ведущим критерием для оценки и выбора решении. Критерий — это правило или показатель, позволяющий оценивать и сравнивать анализируемые объекты (альтернативные решения, результаты деятельности и т.д.). Критерии могут быть объективными (например, рентабельность) и субъективными (например, престижность), формальными и содержательными, количественными и качественными.
В экономической науке проблеме эффективности и ее измерению уделялось и уделяется очень большое внимание.
Так, например, в англоязычной литературе понятие эффективности менеджмента выражается двумя ключевыми терминами:
· managerial effectiveness – “системная” эффективность;
· management efficiency – “операционная” эффективность.
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит.
Операционная эффективность, т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал [17].
Коротков Э.М. выделяет принципы, определяющие эффективность современного управления (рис.1.6).
Также Коротков Э. М. предлагает использовать в практике управления деятельностью и оценки деятельности показатели, которые являются синтетическими, т.е. построенными на сопоставлении простейших показателей и необходимом их соизмерении. Это показатели интенсивности деятельности, эффективности и производительности. Они приемлемы для оценки любой деятельности, в том числе менеджмента. Интенсивность – это соизмерение усилий и времени. Производительность – результата и времени. Эффективность – усилий и результата.
Основными факторами эффективности менеджмента являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность усилий (рис.1.7) [6, с. 213].