Введение
Управление – древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент[17].
Анализ эффективности управления компанией – задача, с которой консультанты сталкиваются в самых различных ситуациях.
До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос анализа эффективности системы управления возникал в связи с кризисным положением компаний. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (“управленческий аудит”). Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией холдинговых структур. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в компаниях, входящих в холдинг, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждой из компаний и взять за основу наиболее эффективную, “подгоняя” под нее остальные. Еще более остро эта задача стоит в случае выстраивания централизованной системы управления и при операциях слияния или поглощения. И, наконец, случай нетипичный для России, но довольно распространенный на Западе – оценка эффективности системы управления компании при проведении мероприятий по внедрению корпоративной информационной системы [17].
Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых рынков. Усиливает воздействие потребителя на производителя, добивается соответствия между спросом и предложением, таким образом, осуществляет важнейшие функции на рынке и также заслуживает внимания к анализу и оценки эффективности систем управления. Это и определило актуальность выбранной темы курсовой работы. Цель работы – изучение и оценка эффективности существующей системы управления торгового предприятия ООО «ВПК-Красноярск». Цель может быть достигнута на базе решения следующих задач, определяющие внутреннюю структуру работы: 1. рассмотрение теоретических аспектов торгового предприятия как объекта управления, изучение научно-методологических подходов к эффективности управления, анализ методов оценки эффективности управления; 2. организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ООО «ВПК-Красноярск» в современных условиях;3. проведение анализа внешней и внутренней среды деятельности на примере торгового предприятия ООО «ВПК-Красноярск».
4. анализ существующей системы управления торгового предприятия ООО «ВПК-Красноярск»;
5. разработка стратегии развития, позволяющей повысить эффективность системы управления;
6. оценка эффективности системы управления ООО «ВПК-Красноярск».
Теоретической основой написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов посвященных изучению и оценке системы управления торгового предприятия, публикации в периодической печати, ресурсы сети Internet, результаты собственных исследований.
Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, группировки, сравнения, наблюдения, анкетирования.
Предметом выполнения курсовой работы является изучение и оценка системы управления торгового предприятия ООО «ВПК-Красноярск» Объектом исследования служит торговое предприятие ООО «ВПК-Красноярск». Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы 82 страницы. Курсовая работа иллюстрирована 16 рисунками, 18 таблицами, 11 приложениями. Библиографический список включает в себя 18 источников.
В данной работе будет проанализировано оптовое торговое предприятие. Для начала дадим определение организаций данного типа и определим круг функций, которые они выполняют в сфере товарного обращения.
Предприятие оптовой торговли – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров[18].
Оптовая торговля является одним из важнейших элементов системы распределения и товародвижения. Основные потребители оптовиков: промышленные, коммерческие и государственные организации, а также розничная торговля.
Оптовая торговля выполняет следующие функции:
· предоставляет производителям возможность сбывать свои товары на местах с минимальными контактами с потребителями;
· обеспечивает подготовленный торговый персонал,
· маркетинговую и техническую поддержку всем участникам системы распределения;
· закупает товары в больших количествах, позволяя поставлять их полнотоннажными партиями, что снижает издержки, а также формирует для клиентов необходимый товарный ассортимент;
· обеспечивает условия для хранения и поставки товаров;
· предоставляет финансовую помощь (кредиты, расчеты после поставок) производителям, розничным торговцам или другим коммерческим потребителям;
· ведет кредитную и бухгалтерскую отчетность, берет на себя риск, отвечая за хищения и повреждения товаров и устаревание запасов;
· предоставляет информацию о рынке своим поставщикам и клиентам и оказывает услуги по управлению и консультационные услуги, помогая розничным торговцам совершенствовать приемы сбыта продукции[19].
К основным особенностям оптового предприятия как объекта управления можно отнести:
1. Экономическая структура, в которой основными элементами выступают ресурсы и технологии.
2. Характер и содержание труда в торговле.
3. Торговый бизнес находится в условиях неопределенности, что связано с рисками.
4. Торговые предприятия входят в группу предприятий, которые не имеют нужного инновационного потенциала.
Отмеченные характерные черты создают необходимость построения адекватных эффективных систем менеджмента в каждом конкретном случае. Целесообразно рассматривать три основные модели организации как объекта управления:
1) взаимодействие внешней и внутренней среды (рис. 1.1). Данная модель организации как объекта управления указывает на то, что профессиональное управление создает условия конкурентоспособности деятельности и менеджмента за счет понимания взаимодействия внутренней и внешней среды организации;
2) матричная модель функций управления (рис. 1.2). Построение такой модели позволяет конкретизировать управленческое воздействие по элементам внутренней среды организации;