Основные концепции управления персоналом
Управление кадрами |
Управление человеческими ресурсами |
1. Вертикальное управление подчиненными, «кадры» – отдельная функция |
1. Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах, акцент на формирование команды |
2. Центральная кадровая функция, которую выполняет отдел кадров; специалисты планируют, мотивируют и т.д., персоналом же управляют линейные руководители |
2. Децентрализованная кадровая функция реализуется в линейном управлении. Последняя отвечает за управление всеми ресурсами подразделения и за достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку линейному менеджменту |
3. Кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него, связь односторонняя |
3. Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в кооперативное планирование, связь двусторонняя |
4. Цель – обеспечить наличие нужных людей в нужном месте в нужное время и освобождение ненужных людей. С сотрудниками обращаются как с «фактором производства», их и «расставляют», как фигуры в шахматах |
4. Цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. С сотрудниками обращаются как с объектами корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе. |
5. Кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами |
5. УЧР нацелено на развитие целостной сильной корпоративной культуры и балансирование текущих потребностей интегрированной организации с деловой средой |
По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсцисс - по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства. Управление персоналом - это специфическая функция управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы.
Система работы с персоналом — это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих в организации.
Система работы с персоналом организации состоит из шести взаимосвязанных подсистем (рис. 1.1.4):
Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу.
Подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест.
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности.
Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры и наличия вакантных должностей.
Адаптация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а отдельных индивидуумов - к рабочему месту и трудовому коллективу.
Обучение персонала предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления.
Система работы с персоналом отражается в таких важнейших документах, как: устав организации; философия организации; правила внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; штатное расписание предприятия; положение об оплате и премировании труда; положение о подразделениях; контракт сотрудника; должностные инструкции; модели рабочих мест; регламенты управления и др.
Работа с персоналом должна рассматриваться как система, включающая кадровую политику, подбор, оценку, расстановку, адаптацию и обучение кадров, и находить отражение в главных нормативных документах предприятия.
Тест по теме №2
Доминирующие потребности персонала в период до 1900 года :
а) - повышение заработков на основе более высокой производительности
б) - безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы
в) + интересы персонала практически не учитывались
г) - потребности самовыражения
Английская философия Управления персоналом основывается на:
а) - традициях конкуренции и поощрения индивидуума работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от неё
б) - традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма
в) + традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений
Технократический подход к управлению персоналом характеризуется:
а) + господством авторитарного стиля управления
б) - выработкой организацией самостоятельной стратегии использования и развития трудовых ресурсов
в) + кадровая политика во многом прерогатива государственных органов и идеологических механизмов
г) - исчезновение жестких организационных структур
д) - создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, увеличения полномочий сотрудников
Концепция управления персоналом включает в себя:
а) - разработку должностных инструкций работников службы управления персоналом
б) + разработку методологии системы управления персоналом
в) - формирование организационной структуры управления организации
г) + формирование системы управления персоналом
д) + разработку технологии управления персоналом
Современная концепция управления человеческими ресурсами включает в себя критерии оценки эффективности:
а) + органичная, гибкая форма организации
б) - центральная бюрократия
в) - полное использование потенциала сотрудников
г) - самоконтроль
д) - внешний контроль
Укрупненными факторами, оказывающими воздействие на людей в организации являются:
а) + иерархическая структура организации
б) - состояние здоровья
в) - уровень образования
г) + рынок
д) + культура
Основными закономерностями, служащими объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации являются:
а) + системное формирование управления персоналом
б) - параллельность производства и управления
в) + оптимальное сочетание централизации и децентрализации УП
г) - максимизация числа ступеней УП
д) + пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов систем управления персоналом
Системное формирование управления персоналом предполагает: