Эффективность - предполагает экономичную организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции
Тест по теме №1
1. Персонал организации - это:
а) - совокупность работников организации, объединенных в специализированные службы
б) - выделение работников по социально-демографическим группам
в) - совокупность отдельных лиц работников, объединенных по какому-либо признаку
г) + личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками
2. Структура персонала организации - это:
а) - соотношение профессиональных групп специалистов и рабочих
б) + совокупность отдельных лиц работников, объединенных по какому-либо признаку
в) - выделение групп работников по функциям (видам деятельности) организации
г) - совокупность работников организации, объединенных в специализированные службы
д) - личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками
3. Совокупность работников организации, объединенных в специализированные службы, подразделения и занятые преимущественно различными видами умственной деятельности называется:
а) - рабочие
б) + управленческий персонал
в) - работники социальной инфраструктуры
г) + специалисты
4 К категории специалистов относятся должности:
а) - кассиры
б) + инженеры
в) - секретари
г) + бухгалтеры
д) - техники
5. Работники, обеспечивающие и обслуживающие деятельность руководителей и специалистов при выработке и реализации ими управленческих решений относятся к категории:
а) - рабочие
б) - специалисты
в) - руководители
г) - работники социальной инфраструктуры
д) + технические исполнители
6. Носителем функций по управлению персоналом выступает:
а) - весь персонал организации
б) - менеджеры по персоналу
в) - руководители функциональных и производственных подразделений
г) + высшее руководство, руководители функциональных и производственных подразделений совместно со службой управления персоналом
д) - высшее руководство организации
7. Объектом функций по управлению персоналом является:
а) + весь персонал организации
б) - менеджеры по персоналу
в) - руководители функциональных и производственных подразделений совместно со службой управления персоналом
г) - высшее руководство, руководители функциональных и производственных подразделений совместно со службой управления персоналом
д) - высшее руководство организации
8. Для принципа прозрачности характерно:
а) - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персонала
б) + концептуальное единство, доступная терминология
в) - рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей
г) - наиболее эффективная и экономичная организация системы управления персонала
д) - простота системы управления персоналом
9. Принцип параллельности означает:
а) - приспособленность системы управления персонала к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
б) - выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени
в) - упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения
г) + одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышение оперативности управления персоналом
д) - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения
10. Содержание принципа прогрессивности заключается в следующем:
а) - при формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации
б) - чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает
в) + соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам
г) - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих отклонения
д) - выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени
11. Принцип первичности функций управления персоналом означает:
а) - максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком
б) + состав подсистем системы управления персоналом, оргструктура, требования к работникам и их численность зависит от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом
в) - пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом и функциями управления персоналом
г) - необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства
д) - выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом
12. Принцип непрерывности характеризует:
а) - управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому
б) + отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени прослеживания документов, простое технических средств управления
в) - выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулировать повторения функций управления персоналом
г) - основу проведения работы по совершенствованию системы управления персоналом на ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление
д) - одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышение оперативности управления персоналом
Тема 2.
Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием
Существует четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих отношений (Э.Мэйо), “системный подход” (Н.Винер) и теория случайности (Дж.Вудворд).
Управление персоналом представляет собой как с научной точки зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций.
На рисунке приводится обзор различных концепций управления персоналом.
Некоторые ученые называют такие школы, как: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (количественная школа). Целесообразно кратко проанализировать эти подходы с целью выявления того, что они привнесли в практику управления персоналом.
Управление персоналом и управление человеческими ресурсами прошло несколько стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями. В целом этапы этого развития представлены в таблице.