По мере выхода экономики страны из кризиса работа кадровых служб организации стала критическим фактором, в том числе и для государственных органов и местных органов самоуправления. Ее основной недостаток — работа по-старому, при которой кадровые службы в основном занимались оформлением, регистрацией трудовых отношений, не занимаясь их управлением.
Кадровые службы не выполняют многие функции, поэтому их работа в большинстве организаций не соответствует потребностям новых экономических отношений.
Многие организации недооценивают значение кадровой работы, и это — одна из главных причин нахождения их в кризисном состоянии, неэффективной системы управления организациями.
Во многих кадровых службах работают прекрасные люди, но они не имеют необходимой подготовки для работы с персоналом.
Все эти недостатки ставят перед каждой организацией, государственным органом, местным органом самоуправления важнейшую задачу — реформирование работы с персоналом. Роль этой работы еще более возрастает, в связи переходом от устойчивого во времени дефицита рабочей силы к ее избытку (на первом этапе вхождения в рыночные отношения, в условиях спада производства, важным рычагом повышения эффективности служило сокращение численности персонала). Уменьшение численности персонала должно быть компенсировано более высокой квалификацией работников. Это означает возрастание ответственности служб по управлению персоналом в выборе путей квалификационного роста работников и стимулирования их труда. Таким образом, преобразования в сфере управления персоналом влекут за собой расширение функциональных обязанностей работников, занятых кадрами на предприятии. Новый круг обязанностей не вписывается в рамки традиционного отдела кадров. Его деятельность ограничивается выполнением функции учета, а также решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. На предприятии отсутствует комплексная система работы с персоналом, практически не рассматриваются вопросы повышения качества персонала, изучения способностей и склонностей работников, перспективы развития, кадрового потенциала.
В настоящий момент функции управления персоналом распределяются на предприятии между различными отделами: отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел подготовки кадров, отдел организации труда и т. д. (см. рис. 29.2). Как правило, эти отделы иерархически подчинены разным службам. Таким образом, эффективность системы управления персоналом снижается за счет большого количества согласований в процессе принятия решений. Выходом из сложившейся ситуации может служить организация единой службы по управлению персоналом или отдела по управлению персоналом с широким набором функций.
В наиболее сложный период экономического кризиса (1992— 1999 гг.) численность сотрудников специализированных служб, обеспечивающих работу с персоналом в организациях страны, резко сократилось. Практически полностью ликвидированы отделы труда и заработной платы, научной организации труда, бюро нормирования труда, учебные подразделения. В настоящее время практически не осталось ни одной социологической службы или лаборатории.
Рис 29 2 Структура кадровой службы промышленного предприятия
В условиях рынка деятельность кадровой службы стала более цивилизованной и результативной Ее роль значительно возросла (см табл 29 2 и 29 2 1)
Таблица 29.2
Задачи и участие кадровых служб в решении проблем управления персоналом
Кадровые задачи, за которые руководящие кадры отвечают непосредственно |
Задачи (участие) отдела кадровых служб | |||
Планирование |
Консультирование (поддержка) |
Участие |
Осуществление | |
- Планирование потребности в персонале, привлечение и набор персонала |
Д |
Д |
Д |
Д |
- Условия принятия на работу, интегрирование новых сотрудников, оценка испытательного срока |
Д |
Д |
Д |
Д |
- Согласование целей работы, беседы с работниками (оценка работы) |
Д |
Д |
- |
Д |
- Оценка возможностей и меры по развитию руководящих кадров (преемников) |
Д |
Д |
- |
Д |
- Профессиональное стимулирование (повышение квалификации) |
Д |
Д |
Д |
Д |
- Использование систем затрат и стимулирования для сотрудников без тарифного договора |
Д |
Д |
Д |
Д |
- Соблюдение форм сотрудничества, ориентированного на удовлетворение потребностей клиентов |
Д |
Д |
- |
- |
- Организационные вопросы |
Д |
Д |
Д |
Д |
- Сотрудничество с представителями работников |
- |
Д |
Д |
Д |
Произошло это вследствие изменения политико-экономической ситуации
Во-первых, работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы