Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе). Этот способ не требует особых затрат, поскольку сотрудники организации в сущности выполняют значительную часть работы по поиску и даже отбору.
По данным ряда исследователей,* можно говорить о различиях в экономической эффективности используемых сегодня методов поиска и подбора персонала. В качестве оснований для сравнения этих методов можно остановиться на общих затратах организации, соотнесенных с числом принятых работников:
Методы поиска и подбора персонала |
Результат от общей суммы всех видов (%) |
Коэффициент принятия разосланных предложений |
Коэффициент принятия предложений на работу |
Лица, письменно обратившиеся в поисках работы |
35 |
6 |
58 |
Публикация объявлений |
32 |
1 |
40 |
Различные агентства |
14 |
2 |
32 |
Прямое распределение в колледжах |
8 |
2 |
13 |
Набор внутри компании |
7 |
10 |
65 |
Лица, случайно зашедшие в организацию в поисках работы |
2 |
6 |
57 |
Справочники-списки ищущих работу |
2 |
8 |
82 |
Оценка выполнения функции подбора кадров для организации может быть произведена по следующим показателям:
— время существования вакансии;
— отношение числа откликнувшихся на объявление о вакансии к числу получивших приглашение на участие в конкурсе на нее;
— отношение количества получивших приглашение к количеству принятых на работу;
— отношение числа принятых к числу оставшихся на работе через количество удовлетворяющих руководство из общего числа принятых на работу;
— отношение стоимости приема и отбора к числу приступивших к работе;
— число заполненных вакансий за счет собственных работников в общем количестве вакансий;
— отношение общих расходов на заработную плату вновь принятых специалистов к стоимости их подбора.
Для оценки эффективности процесса поиска и отбора Кандидатов для работы в организации может быть использован ряд количественных показателей:
~ уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
— доля работников, не прошедших испытательный срок;
— финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;
— уровень нарушений трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, отсутствие на рабочем месте, не согласованное с руководством, и т. д.);
— уровень брака;
— частота поломок оборудования;
— эффективность использования необходимых мате- риалов, комплектующих;
— уровень производственного травматизма;
— количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков.
Кроме количественных показателей эффективности работы службы персонала по поиску и подбору новых сотрудников можно использовать и качественный показатель, который рассчитывается по следующей формуле:
Кн = (РК + ПР + Ор) : Ч,
где kh — качество набранных работников (%);
Рк — усредненный показатель качества выполненной работы набранными работниками (%);
Пр — процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;
Ор — процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
Ч — общее число показателей, учтенных при расчете.
Например, Рк рассчитан по 20 параметрам, рейтинг каждого из которых в среднем составил 4 балла по 5-балльной шкале (то есть равен 80%); Пр = 35% и Ор = 85%.
Тогда
Кн = (80 + 35 + 85) : 3 = 66,7%.
Информация об эффективности процесса отбора может быть получена от самих кандидатов. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы. При этом нужно иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. Например, высокие показатели текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе поиска и отбора работников.
Прямые финансовые потери при ошибках отбора включают в себя следующие расходы:
— потери, связанные с производственной деятельностью персонала: низкая производительность, низкая прибыль, низкое качество продукции или услуг;
— ухудшение репутации организации, неблагоприятный имидж организации в глазах клиентов, потребителей и поставщиков, снижение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых организацией и, как следствие, снижение прибыли;
— издержки, связанные с производственным травматизмом, прогулами;
— расходы, связанные с обучением, переводами и увольнением неподходящих работников (эти расходы могут включать выплату выходных пособий или компенсаций в случае обжалования работниками увольнений в судебном порядке);
— расходы на поиск, отбор и обучение новых работников. Цена ошибки тем выше, чем сложнее и ответственнее работа, которую должен будет выполнять новый работник.
Косвенные издержки при ошибках отбора трудно оценить, они связаны с потерями рабочего времени руководителей и специалистов на участие в процессе отбора кандидатов и обучения новых работников.
Одним из отрицательных последствий плохой организации найма и отбора является высокий уровень текучести кадров. Издержки на высокую текучесть нельзя игнорировать, это не только прямые издержки на подбор кадров и их адаптацию, но и косвенные издержки, возникающие в результате возможного недовольства клиентов частой сменой кадров и издержки в виде потерь времени руководителей на заполнение вакантных должностей.
Очень важная статья непрямых издержек связана с влиянием высокой текучести кадров на моральный климат, мотивацию и удовлетворенность персонала и уровень эффективности организации.
Например, может быть определена через уравнение связь таких факторов, как скорость набора новичков, насколько дешево это обошлось, качество отобранных людей.
Менеджер, который привлекает и отбирает кандидатов на вакансию, может проверить эффективность своей деятельности путем проведения самых несложных расчетов.
Среднее количество времени, в течение которого