В целом смена состояний устойчивости и неустойчивости образует динамические циклы в развитии любой культуры[5]. Эти циклы определяются изменением траектории развития, его новым уровнем. При этом крайне трудно, а в подавляющих случаях невозможно заранее предсказать качественное состояние культурной системы после прохождения ею «порогового» значения (т.н. точки бифуркации): её будущее состояние представлено рядом возможных вариантов, реализация которых оказывается зависимой от воздействия всей совокупности факторов, определяющих состояние культурной системы в критической точке.
Сложность культуры как самоорганизующейся системы состоит в её двойственной природе: культура подчиняется общим закономерностям функционирования больших космических и природных систем, и вместе с тем её динамика складывается под воздействием и в результате рационального действия огромного числа людей, способных осуществлять оценки окружающего мира, производить отбор своих поступков и собственных решений, выбирать варианты развития групповых сообществ. Все это ведет к значительному усложнению прямых и обратных связей культурных систем, взаимодействия в них традиций и инноваций. Все более широкое включение человеческого интеллекта в процессы самоорганизации ведет к повышению непредсказуемости развития культуры. Возможность новых вариантов развития как бы порождается в каждой точке культуры, а направление развития зависит от множества субъективных предпочтений и приоритетов. Это создает ситуацию, когда каждое состояние социокультурной системы выступает как бифуркационное. Неотрегулированное, спонтанное столкновение субъективно разумных линий поведения огромного числа людей могло бы привести к социальному хаосу. Однако в культуре вырабатываются механизмы, которые подчиняют эту индивидуальную спонтанность определенным правилам и тем самым упорядочивают её: таковы система законов и правовых норм, государствеенно-административные и иные управленческие регуляторы и др. Именно эти регуляторы концентрируют и представляют в культурной практике общерациональное начало, с наибольшей очевидностью выражающее себя в праве, государстве, армии, системе образования и др. Все эти концентрированные проявления общерационального начала нельзя рассматривать как моменты, противостоящие процессам самоорганизации в культуре. Хотя деятельность этих институтов не всегда гармонично согласуется со спонтанно развивающимися самоорганизующимися процессами, в целом проявляемое в них рациональное начало выступает в качестве важного составного элемента и дополнительного механизма процессов самоорганизации. Усиление рациональной основы и расширение масштабов действия механизмов управления приводят к резкому усложнению и в конечном итоге ускорению спонтанных процессов самоорганизации в культуре.
Самоорганизация в теории эволюции социальных систем.
Анализ социальных отношений позволил впервые сделать вывод о том, что эволюция общественных систем осуществляется в соответствии с принципами самоорганизации неживой и живой Природы. При анализе процессов, идущих в обществе, огромное значение имеют процессы формирования так называемых элитных групп, которые создаются и функционируют во всех сферах общества и способны обеспечить качественное функционирование всех общественных институтов. Общественные организации, функционирующие на принципах самоорганизации, являются полноправными элементами управления общественными процессами. Институты власти в своей деятельности опираются на эти общественные организации, функции которых могут носить многоуровневый локальный и даже глобальный характер. В социальных системах, несмотря на их сложность, во многих сферах социальных отношений возможно использование принципов самоорганизации, например, на основе баланса властей на всех уровнях властных структур, баланса полномочий, баланса интересов всех социальных групп общества.
В социальных системах со сложной структурой все социальные отношения носят интегрированный характер отношений партнерства и соперничества. Закономерность интеграции по отношению к сложным иерархическим системам свидетельствует о том, что при стихийных процессах эволюции мы можем получить неуправляемую интегрированную структуру – раковую опухоль, которая приведет к гибели социальной системы. Поэтому процессы интеграции в социальных системах необходимо проектировать с использованием принципов самоорганизации (самодостаточности, саморегулирования, самовоспроизведения, саморазвития). Эти принципы обосновываются как принципы высшей демократии и должны быть закреплены в законодательном порядке. Эти принципы составляют основу эволюции социальных систем, определяют фундаментальный характер демократических отношений.
Самодостаточность. В соответствии с этим принципом каждый индивидуум, каждая социальная или общественная группа, стоящая на том или ином уровне иерархии общества, может реализовать свои целевые функции, в соответствии с существующими в обществе ограничениями и законами сохранения общественных ценностей (традиции общества, господствующая религия и язык, действующее законодательство и т.д.), в законодательном порядке гарантируются соответствующие права. Этот принцип обеспечивает каждому члену общества как самостоятельность и индивидуальность в их деятельности, так и самобытность. В социальных системах самодостаточность проявляется в несколько специфической форме.
Очевидно, что в интересах самодостаточности необходимо, чтобы как минимум 2/3 этих функций выполнялись в самой социальной структуре. Это сугубо внутренние функции той или иной ячейки общества. Они реализуются на основе сугубо внутренних законов этих ячеек. Внутренние функции не прозрачны для внешних систем. Для всех внешних систем, контролирующих и обеспечивающих условия функционирования какой-либо ячейки общества, прозрачны только 1/3 целевых функций системы. Такая прозрачность необходима для формирования единого самосогласованного механизма функционирования общества, механизма синхронизации происходящих в нем процессов. Четкая, юридически значимая граница самодостаточности позволяет рационально организовать взаимоотношения социальных субъектов и политической системы в целом, отчетливо различить врагов, соперников, попутчиков, союзников, друзей, что создает основу для формирования целой гаммы разнообразных и рационально организованных мультидвойственных отношений как с «внешним», так и с «внутренним» миром.
Реализация на том или ином уровне иерархии таких понятий как самоопределение, суверенитет и т.п. без обеспечения соответствующей самодостаточности может стать губительной для соответствующих социальных групп, народностей и т.д. Но и в том случае, если та или иная социальная группа будет обладать самодостаточностью, необходимо учитывать, что попытка этих групп замкнуться от общества в рамках самоопределения, суверенитета и т.п. будет губительной, так как могут быть нарушены интеграционные связи и, как следствие, будет разрушена основа для обеспечения самодостаточности этих групп. Самодостаточность в рамках общества будет самодостаточной только тогда, когда она будет осуществляться не в ущерб общества и не за счет общества.