Вся деятельность ведется на общественных началах
|
Дети и подростки в возрасте 7-17 лет Молодежь и взрослое население
города в возрасте от 17 лет и старше
Дети и подростки в возрасте 7-17 лет Молодежь и взрослое население
города в возрасте от 17 лет и старше
Рисунок 6.
| |||
Дети и подростки в возрасте 7-17 лет Молодежь и взрослое население
города в возрасте от 17 лет и старше
Взаимодействие общественного движения и властных органов в области управления туристским движением в городе Томске.
На сегодняшнем этапе развития с осени 1996 года, после создания на местном уровне городского управления по физической культуре и спорту, молодежи и туризму восстановлено сотрудничество с участниками туристского самодеятельного движения. В структуре управления вопросами самодеятельного туризма ведало структурное подразделение – отдел по туризму, альпинизму и скалолазанию (с 1997 года при реорганизации управления в департамент - комитет по туризму, альпинизму и скалолазанию).
При поддержке управления и его комитета сформирован календарь и бюджетные заявки на проведение туристских спортивно-массовых мероприятий, среди которых значились городские соревнования по видам туризма, по альпинизму и скалолазанию, туристские слеты клубов Томска и области, мероприятия направленные на повышение квалификации спортивного и элитного ядра туристской общественности, учебно-спортивные мероприятия (школы туристской подготовки, учебно-тренировочные сборы, некоторые спортивные путешествия). Одновременно получили муниципальную поддержку и проекты спорта высоких достижений (альпинистские высокогорные гималайские экспедиции, в дальнейшем проект «На плотах с Эвереста»).
Для туристской общественности к настоящему времени опять стало традицией празднование Международного Дня туризма. Во время праздничных мероприятий и по итогам года наиболее активные организаторы туризма и активные спортсмены получали грамоты и подарки.
Впоследствии в списке крупных пропагандистских совместных мероприятий появился Томский фестиваль путешественников, ставший первым туристским фестивалем за Уралом. Гостями фестиваля стали представители клубов и целые делегации путешественников всей Сибири.
Высокая активность лидеров водного туризма породила кроме массы спортивно-массовых мероприятий ещё одно пропагандистское и координационное мероприятие – Томскую конференцию по водному туризму.
Практически сразу при появлении управления был решен вопрос о передаче в ведение управления помещения городского клуба туристов, где была расположена общественная штаб-квартира туристского движения всей Томской области, проходил выпуск и консультации всех групп на маршруты, организационные мероприятия по всем совместно проводимым мероприятиям. На территории городского клуба туристов велась вся работа всех общественных органов Томской областной федерации туризма. Работа городского клуба туристов строилась на общественных началах и при поддержке конкретных мероприятий, попавших в планы управления. Штатных работников общественные органы не имели. Единственным ресурсом являлась сама общественная активность туристских организаторов, поддерживаемая специалистами управления. Заметим, одним из специалистов комитета по туризму стал один из членов Президиума Томской федерации туризма. Руководителем комитета на первоначальном этапе стал бывший специалист Томского областного Совета по туризму и экскурсиям, до 1991 года в течение 12 лет ведущий работу в Томске по развитию самодеятельного туризма. Председателем федерации (председателем Президиума федерации) в это время стал Сипайлов А.Г., доцент ТПУ, являющийся руководителем регионального туристского органа в течение последних 12 лет. Это обеспечило в начале возрождения туристского движения преемственность исторического опыта предыдущих поколений (элит). В конце периода спада в развитии туризма (1994-1996 годы) активностью на местном уровне обладали структуры детско-юношеского туризма, имеющие штатных организаторов туристской работы часто с невысокой туристской квалификацией. Тем не менее, благодаря такой расстановке сил в общественном устройстве, после усиления внимания органов власти к туристскому движению, взятый стартовый уровень в развитии сотрудничества определялся не уровнем развития детско-юношеского туризма, а культурным потенциалом и уровнем развития в туризме руководителей федерации и руководства комиссий федерации. Самым сильным кадровым звеном федерации до сих пор является маршрутно-квалификационная комиссия федерации туризма, состоящая из нескольких групп квалифицированных консультантов (по всем видам туризма), имеющих максимальную для данной территории квалификацию.
Кадровый состав федерации не получал большого обновления в период спада и до сих пор. Для непрерывного роста элитарного звена федерации внутри МКК создана низовая МКК по детско-юношескому туризму. В компетенции этой комиссии отдано рассмотрение всех маршрутных мероприятий до 2 категории сложности из 6 возможных в туризме категорий сложности походов. К работе этой комиссии в качестве экспертов и консультантов привлечено ещё около двух десятков туристов-спортсменов, педагогов-организаторов детско-юношеского туризма, ведущих активно в своих клубах туристскую работу. Таким образом, общественное образование нашло ещё один способ устойчивого развития и обновления своего кадрового состава, путь эволюционного наращивания новой кадровой элиты.
Достаточно высокий кадровый потенциал руководства Томской федерации туризма позволяет ежегодно формировать и представлять на рассмотрение в местный орган управления туризма – Департамент по делам молодежи, спорту и туризму администрации города Томска календарь спортивно-массовых мероприятий из нескольких десятков инициатив. Он включает в себя мероприятия по поддержке всех активно развивающихся видов туризма и направлений деятельности. После рассмотрения календаря и бюджетной заявки большинство мероприятий включаются, заметим на основе устных соглашений, в годовой городской Календарь мероприятий и финансово и организационно поддерживаются из местного бюджета. Договора на совместную деятельность с федерацией туризма или её новым образованием Томский клуб туристов на сегодняшний момент не существует. Ни одно общественное образование не имеет юридического статуса и серьёзных средств для обеспечения своей собственной деятельности. Размер членских взносов в ТКТ позволяет вести лишь учетную работу с туристами-спортсменами и периодически поддерживать свое ассоциативное членство в Туристско-спортивном союзе России. Функции организатора деятельности на территории общественной штаб-квартиры частично выполняет созданное в 2002 году муниципальное учреждение Томский центр туризма. Согласно штатного расписания 3 инструктора-методиста, 1 старший-инструктор-методист и директор являются специалистами по организации туристской работы в городе. С момента создания Центра все хозяйственные функции по поддержанию деятельности в помещениях, где продолжила вести работу группа специалистов-общественников, сразу отошли в ведение штатных работников. Штатные работники стали принимать участие в оргкомитетах многих мероприятий. В организационном плане это значительно укрепило проводимые мероприятия. Тем не менее, квалификация работников часто не соответствует той деятельности, заявленной в Уставе организации. Выполнить функции координационного, учебно-методического и организационного центра туристско-спортивных организаций данной территории невозможно при квалификации инструкторов-методистов с опытом руководства туристскими мероприятиями до 2 категории сложности или не имеющими вообще таковой, да ещё при низкой бюджетной заработной плате и отсутствии многих стимулов деятельности. Структура всё ещё находится на этапе начала своей работы и уяснения своей миссии.