- отработка оптимальных форм общественных органов от всесоюзного до местного уровней (федераций туризма, городских и районных туристских клубов и др.).
На третьем этапе очередная реорганизация системы управления, приводит к созданию на базе федераций туристско-спортивных союзов, которые пришли на смену федерациям в 1990 г. по инициативе членов федераций, как новая организационная форма самодеятельного туризма, расширяющая направления деятельности туристской организации с учетом перестроечных процессов в стране. В системе СТЭ, к сожалению, туристско-спортивные союзы не успели проявить себя из-за последовавшего прекращения финансирования самодеятельного туризма профсоюзами и прекращения деятельности СТЭ как организаций профсоюзов, что привело к резкому сокращению объема спортивно-оздоровительных мероприятий и снижению показателей массовости движения. Однако, именно рождение новой организационной формы – туристско-спортивного союза и позволило в России избежать развала системы самодеятельного туризма и при наличии сложных социально-экономических условий в стране начать активную работу по сохранению и развитию движения.
Период с 1990 года характерен максимальной самостоятельностью туристско-спортивных организаций. Президент Туристско-спортивного союза России И.Е. Востоков на съезде союза в 1995 году назвал этот период периодом коапсулирования /из своих записей со съезда/, цель которого была суметь сохранить в самодеятельном туризме и структуре управления все самое лучшее и привлекательное, использовать опыт предыдущих поколений, сохранить для последующего возрождения на новой организационной, и возможно качественной основе. Структура туристско-спортивных союзов упростилась и стала более четкой; была внедрена новая система комплектования Совета, как центрального туристского органа, через делегирование представителей от видовых объединений, от территорий с наиболее развитым уровнем самодеятельного туризма, ведомственных и хозяйственных объединений (представительство последний в Совете было ограничено до 15%); а также были выработаны основные принципы работы туристско-спортивных союзов.
Несколько позже сфера деятельности туристско-спортивных союзов (федераций туризма) обрела непосредственную связь с Государственным комитетом по физической культуре и туризму. Появились зачатки довольно перспективной системы общественно-государственных отношений между общественными и государственными (муниципальными) организациями (комитетами по физической культуре, спорту и туризму, комитетами по делам молодежи, управлениями образования и др.).
В городе Томске в сентябре 1996 года в администрации города Томска создано управление по физической культуре и спорту, делам молодежи и туризму. В его структуре выделено штатное подразделение – отдел по туризму, альпинизму и скалолазанию. В марте 2001 года управление реорганизовано в Департамент по делам молодежи, спорту и туризму, а отдел по туризму, соответственно, в комитет по туризму, альпинизму и скалолазанию. Контакты с областными государственными органами были эпизодическими и никакой системы до сих пор не имеют. Со своей стороны общественные туристские органы более высокого уровня иерархии общественных отношений (областная общественная штаб-квартира туристского движения Томский клуб туристов и Томская федерация туризма) существовали как общественные органы без юридической регистрации. Но именно они привлекали для проведения мероприятий городского и областного масштаба квалифицированный туристский актив. Результатом совместной деятельности муниципального туристского органа управления и общественных формирований стало ежегодной проведение около 50 туристских мероприятий (соревнования, слеты, фестивали, школы подготовки кадров, выездные сборы, сезонные лыжные маршруты, спортивные экспедиции). Для создания и тиражирования общественного туристского продукта выделялись муниципальные и областные средства (См. Таблицу 2.).
Таблица 1. Финансирование самодеятельного туризма из бюджетов различных уровней в городе Томске в период с 1994 по 2002 годы.
Ассигнования на поддержку самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма (по годам) | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Объем финансирования, тыс. руб. - из муниципального бюджета Томска - из областного бюджета | 0,0
0,0 | 10,0 25,0 | 2,5
0,0 | 35,0
30,0 | 50,0
0,0 | 55,0
0,0 |
0,0 | 100
0,0 | 100
0,0 |
Как мы видим, появился, хотя и не очень мощный, источник финансирования туристских мероприятий на основе (заметим, устных) соглашений о совместной деятельности федерации по туризму и комитетов по физической культуре, спорту и туризму. Это сказалось на динамике развития самодеятельного туризма. Среди главных объемных показателей самодеятельного туризма выделим и, по возможности, проанализируем следующие:
ü количество самодеятельных туристских походов различной категории сложности и количество их участников (по данным журналов регистрации выпуска групп на туристские маршруты. См. Приложение 1.);
ü количество обучающихся в системе подготовке кадров;
количество первичных коллективов туристско-альпинистских клубов (секций) в городе и области, относительно устойчиво ведущих свою деятельность.
Анализ динамики развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма.
В рамках данной работы был проведен анализ динамики развития спортивно-оздоровительного туризма по первому показателю - количество самодеятельных туристских походов различной категории сложности и количество их участников. Исходные данные взяты из архива спортивной документации Томской федерации туризма за период 1976 -2002 годы. Для целей исследования создана электронная на база данных на основе учетных регистров Журналов учета выпуска групп на туристские маршруты (типовая форма № 5-тур). На лист Microsoft Excel введены следующие параметры (пример в таблице 3):
1. Наименование коллектива, организации проводящей путешествие;
2. Фамилия, И.О. руководителя группы;
3. Количество человек в группе;
4. Туристский район путешествия;
5. Категория сложности похода;
6. Вид туризма (пешеходный, лыжный, горный, водный, спелеотуризм, вело-, автомототуризм)