В законе «О физической культуре и спорте в Томской области» спортивный туризм прописан как один из видов деятельности, являющийся предметом регулирования данного закона. В управленческой многолетней практике руководители исполнительной власти соответствующего областного ведомства отрицают наличие в своей компетенции этого вида деятельности и обязанности ведать этой деятельностью. В структуре региональной администрации органом управления туризма искусственно ограничивает свою деятельность курированием сферы коммерческого туризма.
Условия существования самодеятельного туристского движения в правовом пространстве России наиболее компактно отражены в законе республики Адыгея[6]. Приведем из закона положения по самодеятельному спортивному туризму, выделенные в отдельную статью.
Самодеятельный туризм основан на самоорганизации туристских путешествий. Самодеятельные спортивные походы осуществляются на территории республики Адыгея в соответствии с Правилами организации самодеятельных туристских походов и путешествий.
Развитие спортивного туризма производится на основе Единой спортивной классификации, устанавливающей спортивные звания и награды.
Организация самодеятельного туризма не требует получения лицензий.
Выпуск на спортивные маршруты и оформление походной документации осуществляется в соответствии с Положением о маршрутно-квалификационных комиссиях и Перечнем классифицированных туристских маршрутов, перевалов, пещер и объектов.
По каждому виду спортивного туризма осуществляются соревнования, слеты и чемпионаты в соответствии с действующими Правилами соревнований по туризму и Положением о чемпионате (слете, соревнованиях).
Спортивные звания и разряды по туризму присваиваются гражданам Российской федерации, совершившим походы и путешествия в соответствии с правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории РФ в количестве, определяемом разрядными требованиями по туризму ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации).
О поддержке и социальном заказе на существование общественных формирований самодеятельного туризма здесь по-прежнему нет ни слова.
О развитии отечественных разработок по поддержке некоммерческих организаций. В управленческой практике вполне применимы подходы для поддержки некоммерческих организаций существующие в отечественных разработках. Присутствует ориентация на опыт общественных движений, существующих во времена СССР и его распада (экологическое, правозащитное, антивоенное, в большей степени – специализированно-предметные, не выражавшиеся в активных формах противостояния с властью, такие как движение КСП, собственно самодеятельный туризм и так далее). Будучи по природе оппозиционными, выступающими «против», эти движения, тем не менее, накопили значительный опыт взаимоотношений с властью, от сотрудничества до противостояния. Использование и изучение отечественного подхода по использованию разработок по ресурсной поддержке системы некоммерческих организаций имеет свои положительные стороны. Это приспособленность структур к условиям жизни и работы в данной системе, наличие долговременных связей, способность работать без постоянных источников средств.
Наиболее характерными (но не всеобщими) недостатками являются проблемы с организацией работы самих организаций, оппозиционное отношение к властям как установка (как минимум, недоверие), погруженность в собственные и местные проблемы, финансовая нестабильность, отсутствие или размытость идеологических ориентиров (справедливо, в основном для небольших организаций). Понятно, что в современных условиях самодеятельные движения пребывают в состоянии активной адаптации и осваивают ранее незнакомые виды деятельности – фандрайзинг, лоббирование, менеджмент организаций, и прочие «иностранные» изобретения.
Ориентация на отечественный опыт общественных движений позволяет после попытки обобщения отечественного опыта общественных движений возможно создание новых концепций развития некоммерческого сектора
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4
|
|
|
|
центр
|
| ||||||||
| |||||||||
| |||||||||