Законодательная поддержка самоорганизации в социокультурной сфере на сегодняшний момент уже находит свое отражение в российских нормативных актах. Самоорганизация стала востребованной, например, в российской Программе развития воспитания в системе образования, где указывается на необходимость развития студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов) и развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирование молодежных субкультур. Реализация указанных целей предполагает создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).
Социальная активность как фактор самоорганизации. В.С. Барулин (26) указывал на взаимосвязь социальной активности общества и социальной активности человека. Рассматривая воздействие различных сообществ, любого общественного явления на человека, отметим, что оно может быть средством или условием удовлетворения определенных потребностей человека, источником информации, сигналом нарастающей опасности и т.д. Вместе с тем обращает внимание на то, что каждое из общественных воздействий выступает как источник социальной активности, своеобразный импульс социальной энергии.
Умножая примеры подобного рода, зададим вопрос, что собой представляет, например, воздействие сообщества на человека, индивида, входящего в его состав? Помимо всего прочего, клубное сообщество – это и в определенной степени оформленный и развитый общий коллективный интерес, сформировавшиеся ценностные ориентации, мощь коллективной инициативы, взращенной именно сплоченностью его членов. В своем реальном общественном бытии и функционировании сообщество и выступает как довольно мощный источник социальной энергии. И воздействие его представляет собой не что иное, как своеобразное подключение к орбите социальной энергии.
Таким образом, скажем, любое политическое решение, принимаемое в обществе органами управления, также обладает социально-регулятивной силой и в этом смысле является общественным импульсом социальной активности.
Идеологический аспект нового мышления в управленческой практике.
Идеология обеспечивает категориями и понятиями, с помощью которых обосновываются или отвергаются те или иные политические институты, действия, политический курс и т.д. В обществе может сосуществовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывают случаи, когда господствующая идеология стремится полностью подмять под себя все остальные. Наши предки, страшась мирской суеты, уходили в монастыри, становились отшельниками и т.д., создавая тем самым для себя спасительную нишу, в которой они чувствовали себя более комфортно, т.к. в этой нише отношения с окружающим миром были гораздо проще отношений светского общества. В современных условиях, в условиях сложных отношений невозможно уйти от жизни. Поэтому такие спасительные ниши необходимо создавать искусственно, с тем, чтобы отношения каждого индивидуума с окружающим миром его сделать более гармоничными. И этим целям может служить определенная идеология, которая будет доводить до сознания (и подсознания) каждого знания о том, что в нашем сложном мире существуют законы сохранения «общественных ценностей» и определенные системы ограничений, которые необходимо соблюдать и сохранять. Тогда каждый индивидуум будет понимать, что он живет в мире, имеющем духовные, физические, моральные, общественные и другие границы, в соответствии с которыми у него будут формироваться принципы «разумного эгоизма», своя идеологическая ниша, в которой будет проводиться профилактика «болезней» его внутреннего мира. Потребность человека в такой идеологии существовала всегда. Так во всех религиях, религиозных и других сектах заложены принципы профилактики «духовных болезней», возникающих в «светском» мире. Основу для создания внутреннего мира человека с системами самоограничений заключается в знании и правильном использовании законов самоорганизации. Если такая задача будет успешно решена, то и в обществе восторжествуют идеология высшей демократии. Эта идеология может претендовать на роль идеологии построения общества будущего, которое будет строиться не на утопических принципах всеобщего рая, не на религиозных учениях и догмах, не на идеях общества потребителей, а на принципах высшей демократии, на действительно научной основе. История уже знает примеры, когда в основу господствующей идеологии общества закладывались научные основы – теория социализма и коммунизма. Однако извращенная практика строительства общества привела к тому, что теория коммунизма оказалась утопией, а мировая система социализма оказалась не эффективной. Основное достоинство новых идеологических принципов, вытекающих из принципов самоорганизации материи, принципов высшей демократии заключается в том, что они не определяют названий новым обществам, не вешают на них те или иные ярлыки. Они раскрывают механизмы гармоничного функционирования высокоорганизованных социальных организмов. Они «говорят» всем о том, по каким законам природы должно жить общество, чтобы оптимальным образом осуществлять процессы своей жизнедеятельности на основе собственных убеждений.
Реализация принципов высшей демократии, основанных на принципах самоорганизации социальных систем, не предполагает самоустранения государства и общества от регулирования социальных отношений, а наоборот, предполагает регулировать эти отношения таким образом, чтобы они осуществлялись в полном объеме, в соответствии с этими принципами.
Глава 2. Социальное управление и местное самоуправление в сфере туризма в городе Томске
В федеральном законе «Об основах туристской деятельности» дается понятие объединений туристов, туроператоров и турагентов, таким образом, признавая объединения туристов субъектами государственной, а, следовательно, и муниципальной политики. В ст. 12 закона говорится о том, что туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в установленном законодательством РФ порядке. Их деятельность может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.
До 1990 года самодеятельный туризм, как общественное самодеятельное движение, реализовался через систему туристских клубов и федераций при Советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев и областей, административных районов, и туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений. Получая государственную поддержку через систему управленческих, профсоюзных органов по природе своей самодеятельный туризм оставался видом деятельности, в основе которого лежал общий признак – самоорганизация в социальных системах. Специфику самоорганизующихся социальных систем и особенности управления в данных социокультурных системах необходимо изучить прежде, чем выработать практические концепции управления в сфере самодеятельного туризма.