Туризм как рынок. Индустриятуризма СССР ещё в 1990г. принимала и обслуживала около 50 млн. туристов и более 300 млн. экскурсантов. Слабым звеном туристского обслуживания в стране являлся инфраструктурный комплекс – транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т.д. Вместо дальнейшего развития туризма был проведен «шоковый» вариант быстрого перехода к рыночной модели туризма. В результате более 10 тыс. туристских объектов социального туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоёв населения в России, фактически приостановили свою деятельность.
Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в социальную. Указывая на цель нового социального проекта развития туризма, автор говорит о необходимости расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и, в конечном счете, вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ.
И.В. Зорин (43) приводит данные о структуре туристского рынка:
1985г., СССР |
на 1 туриста за Рубеж : 15 внутренних туристов |
1998г., Россия |
на 10 выезжающих : 1 внутренний турист |
Для сбалансированного туристского рынка по разработкам ВТО (Всемирной туристской организации) типична пропорция
1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста.
Эта структура является оптимальной по рекомендациям ВТО.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность, поддерживать въездной туризм (в т.ч. отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в т.ч. повышение налога на добавленную стоимость, введением пошлин на выезд).
И.В. Зорин назвал несколько фундаментальных социально-экономических оснований туризма, без знания которых он не может быть понят до конца.
Это, во-первых, то, что для других стран наш выездной туризм – это «невидимый экспорт», а для нашей страны – ощутимый импорт. Во-вторых, то, что центральной фигурой на туристском рынке является туроператор.
Туризм как общественное движение. Практически во всем мире туризм представляет собой зону предпринимательства, а не бюджетных перераспределений, поэтому он отделен от государства. Государство определяет лишь туристскую политику и способствует развитию туризма, принимая соответствующие законы и регулируя макроэкономические механизмы и нормативы в пользу национального и въездного туризма. Таким образом, туристские предприятия обязаны действовать в условиях регулируемого государством рынка.
А потребители? Они по правилам антиномии объединяются в различные ассоциации и общества. От крупных, например таких, как профессиональные союзы, Международный союз спортивного туризма, Всероссийское народное туристское общество, до весьма небольших клубов туристов в учебных заведениях, на производствах и по месту жительства, краеведческих секций, клубов выходного дня, объединений любителей экскурсий и т.п. Эти ассоциации формируют требования к социальному туристскому продукту, вступают в диалог с государственными органами по вопросам законодательной и нормативной поддержки своего движения.
Туризм в России всегда представлял собой общественное движение, созданное в интересах потребителя. В 1895г. было создано народное туристское общество (Русское общество туристов - РОТ), правопреемником которого затем стало Российское общество пролетарского туризма. Даже в самые тоталитарные времена огосударствления всех функций и национализации всех предприятий туризм развивался в профсоюзах как общественное движение. И сейчас социальный туризм должен развиваться как общественное движение за расширение доступности национального и культурного наследия для всех слоев населения.
Таким образом, социальный туризм, который понимается как туризм, направленный на рекреацию человека (восстановление его физических, психических и интеллектуальных сил), доступный для всех слоев населения, способен реализовать общественную антиномию (43).
И.В. Зорин (43) предлагает установить некоторый стандарт социального туризма (нормы рентабельности не выше 10%, минимальный набор услуг и размер их оплаты, доля социального туристского продукта в объеме деятельности предприятия), создать льготы для развития предприятий социального туризма (налоговые льготы, установление социальной ренты в виде передачи налога на ДС предприятиям социального туризма, ввести пошлину на выезд за рубеж с туристскими целями).
Как и в западной литературе по управлению для обозначения одного из видов социального управления людьми и технологиями в условиях экономических отношений в работе применим термин менеджмент. Но зададимся вопросом: насколько применимо управление в той социокультурной области общества, где потребности граждан и их организаций, учреждений удовлетворяются в самотворчестве, и лишь попутным продуктом является информация и документы. Ссылаясь на работу В. Хиценко «Новый подход к менеджменту», Л.И Рудич в работе «Менеджмент социально-культурной сферы» (4) предлагает понимание сути менеджмента как вида человеческой деятельности с позиций идей синергетики, где в основе идеи лежит принцип так называемого эволюционного менеджмента. Наряду с существующим однонаправленным причинным мышлением по схеме «вход – преобразование - выход», подкрепленным могучим арсеналом кибернетики и системотехники, существует другая ветвь кибернетики, акцентирующая внимание на автономии сложных систем, поведение которых определяется не столько входным сигналом, сколько структурой внутренних связей и практически не зависит от внешней среды. Ему присуще особое понимание проблемы управления. Оно дополняется теорией познания и автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы. Её основная мысль заключается в том, что живые системы автопоэтичны, т.е. способны сохранять взаимные связи самоорганизующихся процессов. Реакция такой системы на то, что наблюдатель со стороны считает входным воздействием, определяется в основном структурой её внутренних связей. Эти связи меняются под воздействием среды, но в пределах, обусловленных сохранением организации, и поведение системы при одних и тех же входных сигналах может быть совершенно различным. Эта автономия живых систем (к таким в социальном управлении (5, с.178) относят и социальные системы), называется операционной замкнутостью.
Эти идеи, указанный автор, применяет к социальной системе и приводит в качестве примера координации сотрудничества людей экипаж небольшого корабля, коллектив библиотеки или оркестр «диксиленд». Известно, что координацию сотрудничества людей можно осуществлять двумя путями: 1) командами и инструкциями в иерархической структуре;