Введение
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики и важной частью социокультурной сферы страны. На сферу туризма в 2000 году приходилось около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.
В 1995 году туристская общественность нашей страны и города Томска отметила 100-летие туризма в России. За эти годы, наряду с развитием классического варианта туризма сформировалось и окрепло новое уникальное движение любителей - самодеятельный спортивный туризм. По существу за последние 50 лет сложилось уникальное массовое туристское движение, которое создает значительный по объему и значимый по своей социальной направленности интеллектуальный продукт не являющийся товаром (т.е. не продающийся за деньги), в то же время являющийся минимально затратным для бюджетов всех уровней.
Эта уникальная особенность самодеятельного туризма делает необходимым ставить его в отдельный раздел любого закона о туризме и требует особого отношения и поддержки со стороны государства, как альтернативной и наиболее гармоничной формы дешевого отдыха населения.
Развитие самодеятельного туризма признано федеральным законом "Об основах туристской деятельности " (ст.4) в качестве одного из "приоритетного направления государственного регулирования туристской деятельности". Такой подход направлен на признание необходимости государственной и муниципальной поддержки самодеятельного туризма как наиболее массового и социально ориентированного движения граждан. В настоящее время этим видом туристской деятельности, как самым доступным и массовым видом отдыха и оздоровления населения в современных условиях России, занимается около 4,5 млн. человек, объединенные в общественные структуры туристской направленности (клубы, федерации, ассоциации, союзы). Разработана и существует уже около 40 лет нормативная база движения (Правила, Классификация, Положения и т.д.), на основании которых осуществляется проведение туристских мероприятий (походов, соревнований, экспедиций и т.п.). Вид спорта "туризм спортивный" (являющийся составной частью самодеятельного туризма) внесён в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК). На основании вышеизложенного нельзя говорить о самодеятельном туризме, как о неорганизованном виде активного отдыха. В формировании туристского продукта и организации туристской работы с населением сейчас задействованы кроме самих туристов государственные и общественные организации, создаваемые самими туристами.
Нельзя также считать самодеятельный туризм только подвидом внутреннего туризма, поскольку категорированные маршруты спортивных походов часто проложены по территории других государств. Но самой главной отличительной чертой самодеятельного туризма по сравнению с внутренним является то, что он не является коммерческим, как все иные виды туризма, о которых говорится в законе.
Высокая социальная активность туристских организаторов, большое количество задействованных структур в туристских проектах, собственный значительный денежный оборот в сфере некоммерческого туризма влияют на различные сектора социальной сферы и местного хозяйства, что способствует формированию собственной туристской инфраструктуры. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того влияния, которое оказывает сфера самодеятельного туризма на местном и региональном уровне.
С 1991 года по 1997 год вопросами управления в данной сфере не занималась ни одна управленческая структура на местном и региональном уровне в Томской области. Часть жизни общества просто выпала из поля зрения управленцев до лучших времен. В настоящее время управленческие структуры пытаются составить свое целостное восприятие самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма для успешного решения своих задач.
Рассмотрению специфики самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма, его проблематики в Томске и поиску вариантов построения современных схем социального управления в некоммерческой сфере туризма и местного самоуправления посвящена данная работа. В этом и состоит актуальность данной темы.
Цель настоящей дипломной работы:
определить оптимальную для настоящего времени систему организации, финансирования и управления в сфере самодеятельного туризма.
Проблема:
проблема использования потенциала туристских объединений и туристских организаций и других участников туристского движения в расширении социальной базы туризма;
проблема использования исторического опыта в управлении самодеятельным туризмом для полноценного удовлетворения рекреационных потребностей социально активного населения в современных условиях;
использования уникальной технологии самодеятельного туризма для формирования здорового образа жизни и продуцирования у человека духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал в воспитании и самосовершенствовании человека;
противоречие между туристскими интересами населения Томского региона и организацией его представления в системе управления туристской деятельностью.
Объект исследования: участники самодеятельного туристского движения, муниципальные и региональные органы управления, инфраструктура туризма.
Предмет исследования: процессы, влияющие на развитие самодеятельного, спортивно-оздоровительного туризма и активного туризма на местном и региональном уровне.
Задачи данной работы:
анализ современного состояния развития самодеятельного туризма в России и на местном уровне и определение круга проблем, составляющих содержание процесса совершенствования и развития самодеятельного туристского движения в Томске;
анализ литературы, отражающей теорию и практику управления в социальной сфере, вопросы организации местного самоуправления и управления самодеятельным туризмом;
анализ деятельности туристских организаций в сфере самодеятельного спортивно-оздоровительного и активного туризма
соотнести интересы граждан с предполагаемыми формами отдыха.
Гипотеза:
На данном этапе развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в России, на региональном и на местном уровне, предполагается, что движение будет строиться на общественно-государственной основе с правовой формой объединений как общественных организаций, реализующих на договорной основе с государственными и муниципальными учреждениями программы развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма на региональном уровне и в форме некоммерческих организаций со смешанными формами соучредительства, с участием туристских объединений, местных и региональных органов управления и, в дальнейшем, частных организаций, заинтересованных в развитии туризма.
Основная часть
Глава 1. Методология развития самодеятельного туризма.
В своей работе мы будем использовать в качестве ключевых слов термины и словосочетания, получившие общественное признание в законодательных актах, а также в научно-популярных и профессиональных публикациях (3, 5).