Какова же роль штатных управленцев в развертывании самоорганизации? Для Л.И. Рудич (4) важно понимание того, что сложные организационные процессы в социальной организации не зависят полностью от сознательного планирования и управления – одно из важнейших положений теории современного менеджмента. Он утверждает, что мы можем разрушить систему невежественным вмешательством, ослабляя её самоорганизацию. В связи с этим, приведем некоторые его положения, касающиеся процесса современного менеджмента и управленческого труда и в которых наиболее удачно прослеживается системный и синергетический подходы в управлении.
В науке управления различают понятия управленческая деятельность и управленческий труд. Управленческая деятельность – философское понятие, которое практикуется как активная форма активного отношения к окружающему миру, направленная на целесообразное его познание, изменение и преобразование согласованными усилиями многих людей, а так же интеграцией всех необходимых средств для достижения целей.
Управленческий труд толкуется как конкретное выражение данной деятельности занятыми ею профессиональными специалистами и рядовыми работниками. В той или иной мере в него включается каждый человек. Его отличие от предметно-практических видов деятельности состоит в том, что он направлен на сбор, анализ и преобразование информации. Поэтому управленческий труд близок труду ученого, хотя отличается от него по объекту и средствам. Вместе с тем, управление является одним из наиболее сложных творческих видов деятельности. Оно опирается на теорию, но теорию особого рода: не о том, что надо делать, не на свод рецептов, а о том, как применить законы, как ставить вопросы, как находить проблемы, как создавать программы работ. В управлении должны органично сочетаться объективное и индивидуальное, обоснованное знаниями закономерностей и творчеством.
Президент известной японской фирмы «Сони» Акио Морита в свое время писал, что никакая теория и программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди. Он подчеркивал, что делать ставку на людей надо искренне, порой это потребует большой смелости и может оказаться рискованным делом.
В системе современного менеджмента объектом управления рассматриваются, во-первых, организации, во-вторых, процессы управления как явления, берущие свое начало от человека, его потребностей и целей. Обозначив свои подходы, он сформулировал некоторые основные принципы управленческого труда:
- динамизм формирования и развития самоорганизующихся и самоуправляемых инновационных элементов систем;
- децентрализация вертикальных структур и усиление горизонтальных связей, обеспечивающих целенаправленную активизацию деятельности людей в рыночных структурах;
- гуманизация и социологизация процессов труда в приоритетных направлениях системы менеджмента;
- ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты;
- активизация инновационной предприимчивости в целях овладения новыми нишами рынка на основе экономической мотивации труда и конкурсной системы;
- наращивание потенциала человеческих ресурсов менеджмента для превращения «управленческой» экономики в предпринимательскую экономику;
- достижение синергического эффекта посредством преобразования информации, знаний, опыта в производительную силу;
- организация систематического контроля за состоянием всех элементов менеджмента на базе обратной связи между объектом и субъектом управления;
- быстрое реагирование на отклонения, как положительные, так и отрицательные, оценивая при этом коммерческие и функциональные результаты работы по организации взаимодействия организации; факторы, способствующие как получению результатов, так и факторы, препятствующие успешной деятельности;
- результативное соединение посредством синтеза во времени и пространстве методов и процессов управления деятельностью организации, управления людьми (персоналом) и управления связями вне организации для обновления производства;
- качество работы и продукции в системе менеджмента обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, непрерывности функционирования, массового новаторства и творческого поиска;
- эффективность менеджмента обеспечивается прежде соединением пяти факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;
- человек не только средство для достижения цели, но он сам цель менеджмента. Эффективно трудиться человека вынуждает не менеджер, а соответствующие создаваемые им условия.
Л.И. Рудич говорит об искусстве управления, заключающемся в том, что менеджер может годами совершать ошибки, которые никто не осознает. Это искусство представляет собой нечто неуловимое, о чем всегда можно судить лишь по итогам дела. Менеджеры могут демонстрировать прекрасные итоги и в тоже время погубить всю компанию, если они не делают вложений, прежде всего капитала, ради будущего. Для решения менеджеру сверхзадачи управления социальными системами, недоступными отдельному уму, нужно включить сверхличностные свойства самоорганизующейся системы, уметь распознать и поддерживать эти свойства. Японский феномен на мировом уровне, как и многие авторы, он объясняет кумулятивным воздействием прекрасно мотивированных «малых» мозгов при умелом направлении и общей «оркестровке» средних и высших уровней управления.
Светлана Сивова приводит (1) аналитический обзор практики для ответа на вопрос, поставленный в заголовке данной рубрики, и делает следующие обобщения.
Факторы, способствующие развертыванию процессов самоорганизации, условно делят на три крупных блока:
· позиция руководителей;
· готовность рядовых сотрудников;
· органичная включенность в организацию.
Позиция руководителей.Переход даже отдельных элементов на принципы самоорганизации – это существенная инновация, затрагивающая всю организацию в целом. Сама возможность такого перехода напрямую зависит от того, насколько серьезно восприняли руководители эту идею и подключились к её реализации. Данное условие актуально для любых серьезных инноваций. В нашем случае оно важно, поскольку речь идет о существенном перераспределении реальной власти в организации. Важно, чтобы идеями самоорганизации прониклись руководители всех уровней. Сопротивление (и даже просто непонимание) низовых руководителей может легко свести на нет активность рядовых сотрудников. Если выключенным окажется средний уровень, то это существенно затруднит коммуникации между непосредственными участниками процессов и генератором этой программы. Если незаинтересованным окажется высшее звено управления, то никто не в состоянии будет выполнять его роль по комплексному преобразованию данной системы. Одним из первых проявлений преобразования может стать «эффект водопада»: распространение идей о необходимости самоорганизации «должно начинаться сверху, с высших административных лиц фирмы и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, «смывая» с него старые, вредные привычки и привычки, прежде чем распространиться на очередной, более низкий уровень руководителей или работников»[2].