Вывод Центра на устойчивый режим спортивной и хозяйственной деятельности, включающий оказание туристских и сопутствующих услуг населению является задачей ближайшего времени. Хозяйственным субъектом она может стать лишь при некоторой самостоятельности, когда её можно будет рассматривать как субъекта договорного права (выделение на собственный баланс, открытие своего расчетного счета для хозяйственных операций и исполнения обязательств по договорам). Это то немногое, что позволит проявить себя на поприще развития муниципальной туристской и спортивной инфраструктуры в городе Томске.
Программа-максимум, в которой предполагалось задействовать в работе на профессиональной и договорной основе специалистов высокой квалификации, имеющей отношение к руководству федерации и ведущих активную туристскую работу в городе и клубах не выполнена. Работа в муниципальной структуре является на сегодняшний момент малопривлекательной и низкооплачиваемой. Для руководства федерации способ наращивать свой профессиональный менеджмент в области спортивного туризма через Центр туризма в ближайшее время не имеет серьёзных перспектив. К настоящему моменту из Центра туризма уволились все специалисты, имеющие отношение к работе общественной штаб-квартиры спортивного туризма.
В связи с этим, встает вопрос о дальнейшем взаимодействии туристских общественных органов не только с исполнительной властью, но и с муниципальным учреждением, владеющим муниципальными ресурсами, в том числе и распоряжающимися всеми помещениями, в которых ведется туристская работа.
Имеет смысл либо вернуться к идее долгосрочных соглашений и договоров для организации партнерства «местная исполнительная власть – туристская общественность». Самым смелом и перспективным шагом в этом направлении является создание совместно учреждаемых организаций в форме некоммерческого учреждения или некоммерческого партнерства. Этот вопрос проработан Туристско-спортивным союзом России и рекомендован для рассмотрения Необходимая документация (Устав, Учредительный договор) представлены в Сборнике нормативных документов по спортивно-оздоровительному туризму «Русский турист» (8). Для решения вопроса таким образом нужна политическая воля и компетентность специалистов, ответственных за развитие самодеятельного и социального туризма на местном уровне. В результате таких смелых шагов часть вопросов оперативного управления самодеятельного туризма отойдет на уровень «Томский центр туризма – туристская организованная общественность». Федерация туризма как представительская структура и её союзные органы будут заинтересованы активно решать кадровые вопросы Центра. Комитет по туризму, как курирующая структура департамента, будет разгружен от лишних функций оперативного управления и сможет сосредоточиться на решении вопросов дальнейшего разворачивания туристской инфраструктуры и управленческим обеспечением местного самоуправления. Но отдать часть своей власти организованным структурам населения в одной из сфер деятельности действительно смелый шаг управленцев. Опасения, что они сами не будут востребованы, видимо напрасные. При достижении синергетического эффекта (эффекта сложения усилий) от такой формы делегирования полномочий активность организованных структур населения в социокультурной сфере количество обслуживаемых общественных, а затем и предпринимательских инициатив со временем резко возрастет. Что создаст новые проблемы и поставит новые задачи развития.
Например, создание многостороннего партнерства разных начал по треугольной (замкнутой) схеме «государственное (властное) – общественное - частное»
Власть
Население
Частнопредпринимательский сектор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В результате исследования динамических процессов в самодеятельном туризме делается вывод, что самодеятельный туризм как система представляет собой сложную самоорганизующуюся социокультурную социальную систему с многоуровневой системой самоорганизации и самоуправления.
2. Для успешной управленческой деятельности в муниципальной сфере туризма важно не столько формально-юридическая проработанность правовых основ МСУ в сфере самодеятельного туризма, сколько то, как принятые правовые нормы реализуются в практике управления и в городской социальной политике; и то в какой степени эта управленческая практика ориентирована на полное задействование социального и культурного капитала города и опирается на гражданские и предпринимательские инициативы населения.
3. Для повышения активности населения и его объединений в туристской деятельности наиболее эффективным решением для местных бюджетов крайне является организация совместной деятельности туристских организаций и органов управления местного уровня как системы партнерства и местного самоуправления в социокультурной сфере города. В теории местного самоуправления и управленческой практике хорошо проработан лишь вопрос местного самоуправления в форме ТОС (территориальных органов самоуправления), на которые возлагаются в основном вопросы организации местного коммунального хозяйства. Наличие в Томске и Северске как двух высокоурбанизированных территориях с достаточно высоким уровнем развития самодеятельного туризма и наличие больших традиций самоуправления в самодеятельном спортивно-оздоровительном туризме и опыта сотрудничества с органами власти по развитию самодеятельного туризма как широко организованного социального движения позволяют заявить о возможности более полной передачи части местных функций управления туристскому сообществу и проведения эксперимента по организации местного самоуправления в одной из важных в Томске социокультурной сфере – самодеятельном туризме.
4. Специфика организации самодеятельного туризма в Томске и области требует от специалистов-управленцев городского уровня специальной подготовки в области теории и практике местного самоуправления. Существующая практика управления использует лишь часть социокультурного потенциала туристско-спортивных организаций клубного типа и туристских объединений организаций территории. Использование исторического опыта по формирование широко организованного социального движения в Томске и современных представлений об организации жизни местного сообщества могут стать ещё одним очень эффективным ресурсом в области управления.
Глоссарий за пределами дипломной работы
Антиномия (греч. antinomia - противоречие в законе) - противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения - парадоксы, обусловленные историческим уровнем развития знания. Современный туризм отличает антиномичностъ, т. е. единство противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных и необходимых концептуальных подходов. При этом игнорирование одной из антиномий приводит к просчетам в законодательстве, управлении, практике туризма. Поэтому ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем. В связи с этим в последние годы предпринимаются попытки осуществить синтез разных точек зрения и обозначить новую комплексную науку о теории и практике туризма — туристику (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, В. С. Преображенский), которая выступает в междисциплинарных исследованиях как метанаука об объекте, субъекте и предмете туристской деятельности.