4. Основными свойствами товара являются потребительская стои мость и стоимость.
5. Видами искусства являются художественная литература, музыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.
6. Республики разделяются на президентские, парламентские и уни тарные.
7. Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверен ности.
8. Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
9. В формальной логике иошпия делятся на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
10. Основными структурными элементами деловой игры являются: игровой замысел, сюжет игры или ее содержание, игровые действия,
роли, правила.
11. Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
12. Часы делятся на наручные, настенные, настольные и башенные.
13. Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.
14. Существует несколько видов тепловых двигателей: паровая ма шина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина,
реактивный двигатель.
15. Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несп раведливыми.
Анализ понятия показал нам, что оно, как форма мысли, не существует само по себе, изолированно от других понятий и соответствующих мыслей о предметах и явлениях. Ограничение и обобщение, определение, деление, классификация понятий — эти и другие операции убедили нас в том, что любые понятия имеют смысл и право на существование лишь постольку, поскольку они находятся в определенной связи, координации между собой, т. е. опираются на другие формы мышления, к которым относятся, кроме понятий, суждения и умозаключения. Без них, строго говоря, невозможно произвести ни одной операции с понятием.
Суждением называется форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Примеры суждений: «Железо есть элемент», «Альпинисты совершили восхождение на Эверест», «Все книги полезны», «Пушкин — современник Ломоносова», «Уровень цен влияет на объемы совершаемых клиентом закупок». Одни из них истинны, другие /например, о Пушкине — современнике Ломоносова/ — ложны. Но это с позиций двузначной, обыденной логики, которая подразумевает из двух значений истинности только одно: либо истину, либо ложь. В трехзначной логике возможен третий — неопределенный — вариант, связанный с непредсказуемостью по каким-либо причинам событий и фактов: «На Марсе есть жизнь», «Рыночная экономика сулит народам нашей страны процветание». Говорить об истинности или ложности данных суждений нельзя, они явно неопределенны.
Независимо от истинности или ложности, все суждения обладают одной и той же формой построения. В любом суждении есть субъект, предикат, связка и кванторное сло-
29
во. Рассмотрим эти понятия.
Субъект суждения — это та часть суждения, в которой говорится о предмете мысли, об объекте, выступающем в качестве предмета наших размышлений /«железо», «альпинисты», «книги», «Пушкин», «уровень цен»/. Обозначается субъект буквой S. Предикатом суждения называется та часть суждения, которая отображает то, что утверждается /или отрицается/ о предмете мысли, о признаке или свойстве данного предмета /«элемент», «совершили восхождение на Эверест», «полезны» и т. п./. Связкой называется термин, выражающий отношение между субъектом и предикатом /обозначается буквой Р/. Наиболее распространенной формой связки являются слова «есть», «суть», «является», в случае их отсутствия — они подразумеваются. Квантор /кванторное слово/ — термин, который стоит перед субъектом /или подразумевается/ и указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Например, в суждении «Все книги полезны» квантором является слово «все». Суждение можно изобразить символически в виде формулы.
S есть /не есть/ Р, где S — субъект, а Р — предикат, есть /не есть/ — связка, квантор — отсутствует /подразумевается/.
Правда, таким образом обозначаются далеко не все суждения, а лишь простые, атрибутивные, т. е. суждения свойств. Суждения, в которых выражаются отношения между предметами /«5 больше 3», «Колбаса дороже хлеба», «Иван брат Петра»/, имеют иную формулу:
Если понятие выражается словом или группой слов, то суждения существуют в виде предложений, чаще всего — повествовательных, где группа подлежащего совпадает с субъектом, а группа сказуемого — с предикатом. Односоставные безличные предложения /«Жарко», «Знобит»/, назывные предложения /«Полдень», «Зима»/ являются суждениями лишь в контексте, когда субъект или предикат легко подразумеваются. Вопросительные предложения /«Сколько стоит ваш товар?», «Где вы собираетесь провести свой отпуск?»/ к суждениям не относятся, так как в них нет ни утверждения, ни отрицания и говорить об их истинности или ложности нельзя. Если же в предложении выражен риторический вопрос, подразумевающий утверждение, уверенность в чем-либо, то оно выступает в качестве суждения
30
/«Какой человек не дорожит свободой?» — подразумевается, что все мы дорожим свободой; «Кому не по душе изобилие товаров но доступным ценам?» — подразумевается, что каждому по нраву изобилие дешевых товаров/. Побудительные предложения /«Погасите свет!», «Возьми вилку!», «Закрой окно!»/ не содержат суждения, хотя в них что-то утверждается или отрицается /«Не продавай дачу!», «Возлюби ближнего своего!»/. Вместе с тем предложения, в которых сформулированы инструкции, служебные и прочие предписания, воинские команды, приказы или лозунги, выражают суждения, называемые модальными: «Помните, что реклама должна быть адресована определенной категории покупателей», «Все рабочие и служащие подлежат обязательному страхованию», «Пользуйтесь услугами носильщиков!», «Пруд декоративный — купаться запрещено!».
УПРАЖНЕНИЯ.
№ 1. Найдите предложения, выражающие суждения. Укажите терми ны суждения /суоъекипред|у$ат, связку, кван горное слово/. /i^j/. —
/ 1. Острейша$г!гЙого1ема, стоящая перед нашим народом. — э|сутгроб- 1 tx.Z/ztt.-'*^' - <а_ " .
' лема перехо^ргк условиям рыночных отношении.
2. Разворачивайтесь в марше! /Маяковский/. я 3. Товарно-денежные отношения существуют много тысяч лет. ".Пусть сильнее грянет буря! С" ""*' '•'"•**' " *' '
'_ 5. Долговременная цена — это цена на товары массового спроса. ' jj. Задачей управления /менеджмента/ является удовлетворение потребностей клиентов посредством производства товаров пли предоставления услуг.
, 7. Все виды искусства служат культивированию прекрасного в разнообразных художественных произведениях.
8. Руководство есть способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. г 9. Одни поддельные цветы дождя боятся /Крылов/.
10. Авторитет менеджера — это комбинация убеждения, принуждения и примера. г 11. Да здравствует солнце, да скроется тьма! /Пушкин/.