Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Ты имеешь рога. Ты — рогатый.
Известно, что каждый солдат может сам себя брить или
бриться у другого солдата. Старшина приказал выделить одного специального солдата-брадобрея, у которого брились бы только те солдаты, которые себя не бреют. У кого должен бриться сам солдат-брадобрей? Если он желает сам себя брить, то он не может этого сделать, так как он может брить только тех солдат, которые себя не бреют. Если же он не будет себя брить, то, как и все солдаты, не бреющие себя, он должен бриться только у солдата-брадобрея, следовательно, у себя. Значит, он не имеет права ни брить себя, ни не брить себя, т. е. ходить небритым, что, разумеется, противоречит уставу.
У мэра любого города есть возможность жить или в своем городе, или вне его. Губернатор штата издал приказ о создании специального города, где бы жили только те мэры, которые не обитают в своем городе. Конечно же, для этого специального города предусмотрена должность мэра. Но где следует жить ему? Если у нею есть желание жить в своем городе, то он не может его осуществить, так как там живут только мэры, не проживающие в своем городе. Если же у него нет потребности жить в своем городе, то, как и все мэры, не живущие в своих городах, он обязан жить в специально созданном городе, т. е. в своем. Выходит, что он не может жить ни в своем городе, ни вне его.
Библиотекарю дано поручение составить каталог всех нормативных каталогов. Следует ли ему при выполнении этого задания упомянуть и составленный им? Если он называет его, то составленный им каталог оказывается ненормальным — он не имеет права упоминать его. Если же библиотекарь обойдет его вниманием, то один из нормальных, т. е. составленных им, окажется неназванным, хотя предписано было упомянуть все нормальные каталоги. Библиотекарь в безвыходной ситуации: он не может ни упомянуть, ни не упомянуть каталог, над которым сам работал.
Известно, что, потеряв одну волосинку с головы, человек еще не становится лысым. С потерей другой, третьей и т. п. он продолжает обладать своей шевелюрой. Когда же появляется лысина?
Одно зерно, известно каждому, кучи не составляет. Прибавив еще одно зерно, кучи не получишь. Как же получить кучу, прибавляя каждый раз по одному зерну, из которых
ни одно не составляет кучи?
Вникните в смысл слов Гегеля, сказанных по поводу некоторых софизмов и парадоксов:
«Говорят, например, истратить грош, один талер не имеет никакого значения; но это «не имеет никакого значение», делает кошелек пустым, и это составляет важное качественное различие. Или если мы будем все больше и больше нагревать воду, то она при 80° Реомюра переходит внезапно в пар. Этого диалектического перехода друг в друга количества и качества не признает наш рассудок. Он стоит на том, что качественное не есть количественное, а количественное не есть качественное. Но в вышеприведенных примерах, выглядящих как шутки, заключается, таким образом, осно-вательное рассмотрение важных определений мысли».
Поразмыслите над рассуждениями Герцена о философии и логике древне1реческих софистов. Укажите тезис и ар|ументы.
«Когда мысль человеческая достигла до этой степени сознания и силы, когда она окрепла в ней: узнала свою несокрушимую мощь, — открылось в греческом мире зрелище блестящее, увлекательное, торжество юношеского упоения и науке. Я говорю об оклеветанных и непонятых софис-тах.уСофиста_-^ш>1Н1ш>ц;,^^— гречсйсого духа — выразили собою период юношеской самонадеянности и удальства; вы в них видите человека, только"что освободившегося из-под опеки и не получившего еще определенного назначения; он предается всем сердцем чувству своей воли, своего совершеннолетия . Он понял шаткость и несостоятельность всего окружающего; он опирается на одно — на свою мысль; это его копье, его щит -- таковы софисты-Что за роскошь в их диалектике! что за беспощадность! что за развязность! какая симпатия со всем человечественным! /
Что за мастер^Гтее владение мыслию и формальной ло-1 и кой! Их бесконечные споры — это бескровные турниры, 'Де столько же грации, сколько силы, — были молодечес-ким гарцеваиьем на строгой арене философии; это удалая юность науки, ее майское утро .
У них была страшная откровенность и страшная мно-Юсторонность; они популярны, ринуты в жизнь, не чужды 1!сех вопросов площади и науки; они ораторы, политичес-
кие люди, народные учители, метафизики; их ум был гибок и ловок, их язык неустрашим и дерзок».
Какие логические ошибки допущены в следующих опусах, удостоенных чести попасть в «Крокодил», в раздел «Нарочно не придумаешь»?
«Между женщинами сложились добрые отношения, которые вскоре переросли во взаимную привязанность и любовь. Вскоре у Ольги Степановны родился сын».
«Как показывают факты, в ряде хозяйств комбайновый парк используется не полностью. Так, в совхозе «Память Ильича» из пяти комбайнов работают только пять».
«Будучи в нетрезвом состоянии, я, нижеподписавшийся И. С. Елисеев, выехал 26 августа для перевозки гравия на бортовой автомашине «ГАЗ-51». По пути следования проехал между двумя близко стоящими самосвалами, после чего обнаружил отсутствие кузова. Вину за исчезновение целиком возлагаю на водителей самосвалов. Алкоголь к делу прошу не привлекать».
«Играли в домино и начали шутить с применением си- ловы.ч приемов, в результате чего у одного из них была сло мана нога». ,
«Иванов нанес ему несколько сильных ударов по голове и лицу тупым предметом — папкой с протоколами заседаний профкома».
«Наш коллектив, товарищи, это золотой коллектив, это даже алмаз, который еще долго надо шлифовать, чтобы он превратился в изумруд».
«Не наставив пистолет — талоны не подавать!
«100000 центнеров юных ёгорлмчан — яркое свидетельство того, что на Дону растет достойная смена хлеборобам старшего поколения».
«В виду семейных обстоятельств, т. е. болезни поросенка, я имела невыход на работу 4 дня».
«Посылаю анонимку на продавца, так как не знаю ее фамилии».