Формула неполной индукции:
Sj есть Р
S2 есть Р
Sn есть Р
Но S,, S2, ., Sn принадлежит к классу
В ы в о д: по-видимому, каждый элемент /S/ класса есть
Р.
Неполную индукцию порой называют расширяющейся, т. к. она в заключении дает больше информации, чем та, которую мы почерпнули из посылок. Ценность ее именно в том и заключается: от некоторого количества фактов мы приходим к выводу, который распространяется и на другие факты. Таким образом, нет необходимости осуществлять перебор всех предметов или явлений.
Неполная индукция делится на популярную и научную.
Популярная /энумеративная/ индукция основана на повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствии противоречащего случая, что дает основание сделать вывод: все предметы класса обладают определенным признаком. В логике этот вид индукции называется еще индукцией через простое перечисление. Торговому агенту, к примеру, который занимается закупкой сырья для фирмы, достаточно проверить качество сырья в первой, во второй и третьей партиях, чтобы заключить: все сырье должного качества. Однако это не исключает, что в пятой или седьмой партиях сырье может не соответствовать стандартам. Популярная индукция лежит в основе многочисленных примет, аккумулированных в народном опыте. Пользуясь неполной популярной индукцией, следует помнить об ошибке «поспешного обобщения», которая возникает тогда, когда в заключении не учитываются все варианты. Данный вид индукции всегда под угрозой, что может обнаружиться предмет, опровергающий общее заключение.
Научная /элиминативная/индукция основана на знании необходимых признаков и причинных связей предметов и явлений. Исследования здесь ведутся планомерно, обращается внимание на глубинные факторы, порождающие явления. Особые методики, разработанные учеными, позволяют сделать весьма достоверные выводы о качестве полезных ископаемых, урожайности сельскохозяйственных культур, пригодности продукции пищевой промышленности к употреблению и т. п. Научная индукция лежит в основе многочисленных законов природы и общества /Архимеда, Кеплера, Ньютона, закономерностей социальных отношений, в том числе рыночной экономики/. Для того чтобы вывод но научной индукции был достоверным, надо соблюдать ряд требований. Во-первых, количество исследуемых экземпляров группы /класса/ должно быть большим. Следует, во-вторых, исследуемые элементы класса отбирать планомерно и достаточно разнообразно. Изучаемый признак, в-третьих, должен быть достаточно типичным для всех элементов и существенным. Проверяя, например, качество товара, рекомендуется брать пробу из партий, поступивших в разное время или из разных мест; делая общий вывод о степени сохранности овощей на складах базы, брать пробу из разных складов, с разных полок и т. п. Можно для увели-
69
чения степени достоверности вывода пользоваться методами математической статистики. Например, при проверке на сохранность крупной партии консервов и других видов штучных товаров.
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Определите вид индуктивного умозаключения. Укажите посылки и заключение. Установите состоятельность вывода.
1. Свидетелями по делу Белкина являются граждане Максимов, Но виков, Поляков, Лисин и Кириллов. Сперва следователь вызвал и допро сил Полякова, Максимова и Лисина, а после обеда были допрошены ос тальные свидетели. Следовательно, по делу Белкина допрошены все сви детели.
2. Для выступления в прениях записались: Алексеев, Борисов, Круг лое, Морозов, Константинов и Новиков. Алексееву, Борисову и Новикову слово было предоставлено до перерыва, Морозову и Константинову — до прекращения прений. Таким образом, все записавшиеся выступили в
прениях.
3. Известно, что рабочие 1, 5 и 8 бригады цеха сборки явились на ра боту без опоздании. Значит, все рабочие цеха сборки не допустили опоз даний.
4. В 1581 г. Ермак начал освоение Сибири. В 1639 г. Москвитин дос тиг Охотскою моря. В 1648 г. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. Все это говорит о том, что наши соотечественники еще в XVI—XV11 вв. осваивали далекие просторы России.
5. Установлено, что Соловьев не совершал преступления, предусмот ренного ст. 144 /кража личного имущества/. Он не.занимался ни грабе жом, ни мошенничеством, ни вымогательством. Ему не может быть предъявлено обвинение по статьям 150 и 151. Приходится делать вывод, что Соловьев не совершил преступления против личной собственности граждан.
N° 2. Можно ли получить данные заключения с помощью полной
индукции?
1. Всю неделю стояли морозы.
2. Курс рубля во второй половине года продолжал падать.
3. Все футболисты сборной России вышли на Олимпийские игры в
отличной форме.
4. Все менеджеры нашего концерна обладают высокой квалифика цией.
5. Ни один рабочий нашего завода не является прогульщиком.
6. На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкиваю щая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.
7. Все служащие нашего предприятия довольны администрацией.
8. Всякое механическое движение способно посредством трения
превращаться в теплоту.
9. Все граждане России имеют право на пособие по безработице,
10. Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
11. Все предприниматели во главу своих интересов ставят интересы дела.
12. Всякое дело с концом хорошо /пословица/.
Все виды индукции, давая определенные сведения о связях между заключением и фактами, так или иначе подводят нас к размышлениям о причинах появления каких-либо фактов, о методах поиска этих причин. Достоинство научной индукции мы видели, между прочим, и в том, что она базируется на допущении, что между предметами и их свойствами существует .устойчивая, повторяющаяся; — причинная связь. Методы исследования причинных связей были разработаны английскими мыслителями Ф. Бэконом и Дж. Ст. Миллем.
Метод сходств. Если два или более случаев исследуемого явления имеют общим только одно обстоятельство, то это обстоятельство и есть причина данного явления. Другие обстоятельства при этом, разумеется, различны. Формула метода сходства:
1/ ABC вызывает £*С_
2/MFB вызывает^-
3/ М В С вызывает ^tf
По-видимому, В является причинойс/v
Допустим, мы размышляем о причине коммерческого успеха трех конкурирующих с нами компаний. Первая добивается своего успеха дешевизной товаров /А/, увеличением финансирования рекламы /В/ и снижением управленческих расходов /С/. Вторая — применением новейших технологий /М/, затратами на упаковку /F/ и увеличением финансирования рекламы /В/. Третья — применением новейших технологий /М/, увеличением финансирования рекламы /В/ и снижением управленческих расходов /С/. Общим, повторяющимся фактором оказалось увеличение финансирования рекламы /В/, что позволяет нам предположить, что В и есть причина коммерческого успеха всех компаний-конкурентов.