Приемы-определения понятий таковы:
Определение через ближайший род и видовое отличие. Суть его заключается в том, что отыскивается ближайший род для определяемого понятия и указываются отличительные признаки, которые имеются только у данного вида предметов и отсутствуют у всех других видов, входящих в этот ближайший род. Этим способом даны выше приведенные определения понятий «трапеция», «естественный отбор», «человек», «менеджер». Общая схема определений через род и видовое отличие: «А есть В и С». Здесь А — определяемое понятие /«менеджер»/, В — понятие, более общее /«человек .»/ по отношению к А /род/, С — такие признаки /« .организующий конкретную работу»/, которые выделяют предметы, обозначаемые А, среди всех предметов, обозначаемых В /видовое отличие/. Этот вид определения чаще всего встречается в учебниках, словарях и т. п.
Генетическое определение фиксирует способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой /это его видовое отличие/. Примеры: «Окружность — есть кривая, образующаяся движением на плоскости точки, равноудаленной от центра», «Шар — это геометрическое тело, образованное вращением полукруга /или круга/ вокруг своего диаметра». Для генетического определения сохраняются правила определения через род и видовое отличие, поскольку оно является разновидностью последнего.
С предыдущим сходно операциональное определение понятия, суть которого в описании объектов через перечисление специальных для них операций. Например: «Кислота — это вещество, окрашивающее лакмус в красный цвет». Данный вид определения применяется при изучении или описании свойств каких-либо предметов. Им можно пользоваться при рекламе или продаже каких-либо товаров.
Если определяется предмет, то определение будет реальным: «Дуб — лиственное дерево с крепкой древесиной и желудями». «Маргарин — искусственное масло из говяжьего
19
или растительных масел». Если определяется термин, обозначающий предмет, то определение будет номинальным: «Термин «философия» происходит от греческих слов «фи-лео» — люблю и «софия» — мудрость; «термин «маркетинг» происходит от английского слова, обозначающего «рынок» и т. д. Пугем номинальных определений вводятся и знаки, заменяющие термины: «С — скорость света», «СНГ — сокращение, применяемое для обозначения Содружества Независимых Государств».
Различают явные и неявные определения. К явным относятся такие, при которых между определяемым и определяющим понятиями устанавливаются отношения равенства, совпадения, эквивалентности: «Молекула есть мельчайшая частица вещества, сохраняющая все химические свойства этого вещества»; «Пролегомены — это введение», «Под абракадаброй подразумевается бессмыслица». Общая схема явных определений: «А есть по определению/ В». Названные выше определения через род и видовое отличие, генетическое, операциональное относятся к явным.
Неявные определения не имеют формы равенства двух понятий. К ним относятся остенсивные, аксиоматические, контекстуальные и некоторые другие определения. Остен-сивное определение — это определение пугем показа. Нас просят объяснить, что представляет собой музыкальный синтезатор. Затрудняясь сделать это, мы указываем на предмет: «Это и есть музыкальный синтезатор». Контекстуальное определение позволяет выяснить смысл незнакомого понятия через контекст, в котором оно употребляется. Аксиоматическое определение есть определение понятий с помощью аксиом: «Сила равна массе, умноженной на ускорение»; «сила действия равна силе противодействия».
Помимо названных приемов определения понятий, которые относятся к основным, применяются еще и приемы, сходные с определением понятий. К ним прибегают, когда невозможно дать исчерпывающего определения или когда в этом нет необходимости. Назовем некоторые из них. Описание — прием, используемый при ознакомлении с предметом, у которого нельзя определить видовое отличие. Например, описание товара, выставленного на продажу. Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств, а не его /предмета, лица/ внешнего вида. Например: «Леность — это отвращение человека от усилий» /К. Д. Ушинский/. Сравнение — это нри-
20
ем, позволяющий установить общие свойства предметов и явлений: «Тело медузы студенистое, похожее на зонтик». Различение есть прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных cjihm предметов. К этому приему можно прибегать при сопоставлении по каким-либо параметрам продукции своей фирмы и товаров, производимых конкурентами. Указание — прием, используемый, когда невозможно дать определение предмета или в этом нет потребности. Мы к нему охотно прибегаем, когда пытаемся объясниться с кем-либо на иностранном языке. Определение подчиняется следующим правилам:
1. Определение должно быть соразмерным, т. е. необхо димо, чтобы объемы определяемого понятия и определяю щего совпадали, были соответственны. Нарушение этого правила ведет к следующим логическим ошибкам. Слиш ком широкое определение, при котором объем определяю щего понятия оказывается больше объема определяемого понятия: «Менеджер — это человек, ведающий философией и социальными приоритетами компании». Слишком узкое определение, при котором объем определяющего понятия оказывается уже, меньше объема определяемого понятия: «Менеджер — это человек, отвечающий за дисциплину сво их подчиненных».
2. Определение не должно заключать в себе круга, т. е. определяемое понятие не должно определяться посредст вом такого понятия, которое становится ясным только пос редством определяемого: «Идеалист — последователь идеа листических учений»,х«Менеджер — человек, занимающий ся менеджментом». Приведенные примеры являются тав тологией — здесь определяющее понятие представляет простое повторение того, что содержится в определяемом.
3. Определение должно быть ясным, четким, т. е. не со держать непонятных терминов или двусмысленностей. На рушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное: «Доктринер — это схоласт»; «Дактилоскопия — метод, при меняемый в криминологии».
4. Определение положительных понятий не должно быть отрицательным: «Львы — это животные, не встречающиеся в лесах холодного пояса»; «Высококачественный товар не есть товар низкого качества».
21
УП РАЖНЕНИЯ:
№ 1. Из пяти слов, заключенных в скобки, подчеркните два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой.
1. Сад /растения, садовник, собака, забор, земля/. 2. Река /берег, рыба, рыболов, тина, вода/. 3. Город /автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед/. 4. Сарай /сеновал, лошадь, крыша, скот, стены/. 5. Куб / углы, чертеж, сторона, камень, дерево/. 6. Деление /класс, делимое, карандаш, делитель, бумага/. 7. Кольцо /диаметр, ачмаз, проба, круглость, печать/. 8. Чтение /глава, книга, печать, картина, слово/. 9. Газета /правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор/. 10. Игра /карта, игроки, штрафы, наказания, правила/.