У П РАЖН ЕН И Я:
Укажите рассуждения, в которых нарушены требования чакона достаточного основания.
1. Студенту Полянскому следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.
2. Лосев изучает политологию, так как он студент, а все студенты изу чают политологию.
3. Перчатку потерять — к несчастью. Зеркало разбить — к худу.
4. Денисенко не занимался спекуляцией, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
5. Данное сложное суждение можно назвать разделительным, потому что к условным его отнести нельзя.
6. Если Ремешков занимался мошенничеством, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. Установлено, что Ремешков мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекался.
7. Оттого телега запела, что давно дето не ела.
8. Михайлов обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
9. Солнце встает, так и утро настает.
10. «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение, что их нужно судить по всей строгости закона» /из выступления на собрании/.
11. Положение о том, что частная собственность сулит нашему наро ду процветание, противоречит трудам классиков научного коммунизма — и потому не может быть признано истинным.
12. Вина подсудимого вытекает хотя бы из того обстоятельства, что его родители были дважды судимы.
Глава V. ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ
Теория аргументации — завершающий раздел традиционной /формальной/ логики, в котором исследуется система приемов доказательства и опровержения каких-либо мыслей. Здесь понятия, суждения, умозаключения и законы, рассмотренные нами выше, должны обрести свое целевое назначение, т. е. превратиться в искусство убеждения, изложения взглядов и умения противопоставить аргументам противоположной стороны свою логику, широту эрудиции и блеск ума. В дружеской беседе и на официальных переговорах, в судебных заседаниях и на лекции, в школьных сочинениях и при написании диссертации — буквально везде нам приходится доказывать или опровергать что-либо.
Доказательством называется логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Вместе с тем это не только определенная логическая операция, но и совокупность логических приемов обоснования истинности суждений. Высоко оценивая роль доказательства, Аристотель говорил, что люди тогда всего более в чем-нибудь убеждаются, когда им представляется что-либо доказано. « .Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом.»
Мысли, которые приходится излагать, доказывать, популяризировать и т. п., весьма разнообразны. Они зависят от интересов личности, которой приходится прибегать к доказательству. Ясно, что логика не может предусмотреть всего богатства мыслительной деятельности людей разных профессий: экономистов и адвокатов, физиков и биологов, преподавателей и организаторов производств. А вот форму доказательства, его структуру, основные приемы и т. д. все
93
мы можем и должны почерпнуть из логики. Она, отвлекаясь от содержания мыслей, обобщила в теории аргументации богатый опыт человечества.
Строение доказательства — это его структура. Независимо от того, что мы собираемся каждый раз обосновывать, в любом доказательстве находим три элемента: тезис, аргументы /основания/ и демонстрацию.
Тезисом называется мысль или положение, истинность которых необходимо доказать. Аргументом /доводом или основанием/ называется мысль, истинность которой доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения, т. е. использована при доказательстве тезиса. Демонстрацией можно назвать способ логической связи между тезисом и аргументами; в процессе демонстрации обосновывается истинность или ложность тезиса.
Если, к примеру, адвокат доказывает невиновность подсудимого, то это будет тезисом. Свидетельские и прочие показания, на которые он при этом ссылается, есть аргументы. Способ, посредством которого он намеревается осуществить свою защиту, т. е. обосновать невиновность человека определенными доводами, является демонстрацией.
Для того чтобы доказательство было надежным, каждый из трех его элементов должен отвечать определенным требованиям. Тезис, с которого мы начнем, должен отличаться главным качеством — быть истинным. Если он ложен, то никакое доказательство не сумеет его обосновать. Тезис должен быть логически определенным, ясным и точным. На протяжении всего доказательства тезис должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же. Он не может содержать в себе логического противоречия. Его следует обосновать надежными фактами и аргументами. Тезисом не должно быть самоочевидное суждение, т. е. не требующее доказательств. И, наконец, тезис должен определить собою весь ход доказательства.
Невыполнение этих требований может привести к ряду логических ошибок, связанных с тезисом. Подмена тезиса — начав доказывать один тезис, умышленно или непроизвольно подменяют другим и этот новый тезис начинают доказывать или опровергать. Например, наш адвокат вместо того, чтобы доказывать невиновность подсудимого, стал бы приводить аргументы в пользу того, что подсудимый непьющий человек. Или, говоря об эффективности рыноч-
ной экономики, журналист в своей статье, как часто это бывает, доказывал бы неэффективность плановой, государственно-регулируемой экономики. Другая ошибка — чрезмерное или недостаточное /«узкое»/ доказательство, когда доказывается слишком много или слишком мало. Кто слишком много доказывает, говорят по этому поводу логики, тот ничего не доказывает. Кто слишком мало доказывает, тот тоже ничего не доказывает. Чрезмерным доказательством грешили пропагандисты, отрицавшие эффективность рыночной экономики соображениями о том, что она порождает конкуренцию, анархию производства, безработицу и прочие социальные язвы. К слишком узкому доказательству прибегают те, кто эту самую эффективность обосновывает куцыми аргументами о том, что безработные в той или иной стране получают солидное пособие. И в первом, и во втором случаях частности верны по сути, но не могут скрыть отступления от основного тезиса. Ошибкой можно считать и подмену доказательства тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул тезис /«довод к человеку»/. Например, вместо того, чтобы говорить на конференции о достоинствах того или иного проекта реформ в нашем обществе, станем апеллировать к личным качествам авторов этих проектов. Обвиняя кого-либо в судебном заседании, прокурор обличает моральные качества подсудимого и его защитника и т. п.
Требования, предъявляемые к аргументам, следующие. Доводы, которые мы используем в качестве аргументов, должны быть истинными и доказанными. Они должны обосновываться независимо от тезиса. Аргументы не должны противоречить друг другу. И, наконец, они должны быть достаточными для данного тезиса.