А /Все S суть Р/ -*-1 /Некоторые Р суть S/. Пример: «Все менеджеры — руководители» -•> «Некоторые руководители — менеджеры» /обращение с ограничением/.
Е /Ни одно S не есть Р/ -> Е /Ни одно Р не есть S/. Пример: «Ни одна трапеция не является равносторонней фигурой» - * «Ни одна равносторонняя фигура не является трапецией» /обращение без ограничения/.
I /Некоторые S суть Р/ -» I /Некоторые Р суть S/. Пример: «Некоторые студенты юридического института — милиционеры» —V «Некоторые милиционеры — студенты юридического института» /обращение без ограничения/.
Выделяющиеся суждения, т. е. такие, в которых утверждается, что признак присущ только данному предмету и не принадлежит другим, обращаются по схемам:
A /Bce,S и только S суть Р/—'— А /Все Р суть S/. Пример: «Все люди, и только люди; способны создавать орудия труда» -т- «Всех, кто способен создавать орудия труда, можно назвать людьми».
I /Некоторые S и только S суть Р/~*А /Все Р суть S/.
51
Пример: «Некоторые энергичные люди, и только они, способны добиться успеха» *^ «Все, кто способен добиться успеха, энергичные люди».
Противопоставление предикату — непосредственное умозаключение, в ходе которого суждение вначале превращается, а затем обращается. Берем в качестве исходного: «Ни один лодырь не заслуживает уважения». Превращаем в суждение: «Все лодыри не заслуживают уважения». Обращаем в итоговое суждение: «Некоторые люди, не заслуживающие уважения, суть лодыри». В результате этой операции субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом — субъект исходного суждения. Схемы противопоставления предикату:
А /Все S суть Р/ ~» Е /Ни одно не -Р не есть S/. Пример: «Всякое малое предприятие регистрируется» "^ «Ни одно незарегистрированное предприятие не относится к малому предприятию».
Е /Ни одно S не есть Р/ ~* I /Некоторые не -Р суть S/. Пример: «Ни один убыточный колхоз не является рентабельным» -> «Некоторые нерентабельные хозяйства являются убыточными колхозами».
О /Некоторые S не суть Р/-М /Некоторые не -Р сугь S/. Пример: «Некоторые предприниматели не являются специалистами в области маркетинга» -^-«Некоторые, не знающие основ маркетинга, являются предпринимателями».
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Сделайте вывод путем прекращения.
1. Каждым иоин должен понимать спой маневр.
2. Некоторые сделки не являются односторонними.
3. Приговор по делу Аримжанова является справедливым.
4. Ни одно философское учение не является неразумным.
5. Некоторые свидетельские показания не являются достоверными.
6. Счастливые часов не наблюдают.
7. Каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл.
8. Не все утверждения защитника были убедительными.
9. Государство существовало не всегда.
10. Никто не обнимет необъятного.
№ 2. Сделайте вывод путем обращения.
1. Некоторые европейские страны — федерации.
2. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной от ветственности.
3. Все материалисты /и только они/ признают первичность материи.
4. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной от-
52
ветственности.
5. Ряд ученых /и только ученых/ является академиками.
6. Некоторые кооператоры добились права создать частные предп риятия.
7. Всякое правонарушение— противоправное деяние.
8. Все шедевры являются художественными произведениями.
9. Некоторые студенты сдали зачет по философии.
10. Многие страны Африки обрели политическую и экономическую независимость.
№ 3. Сделайте вывод путем противопоставления предикату.
1. Ни одна захватническая война не является справедливой.
2. Все филиалы нашего предприятия являются прибыльными.
3. Некоторые художники России принадлежали к передвижникам.
4. Некоторые сделки вашей фирмы не являются законными.
5. Лица, занимающиеся угоном автомобилей, подлежат привлечению к уголовной ответственности.
6. Некоторые государства бывшего Союза ССР не являются факти чески самостоятельными.
7. Граждане России имеют право заниматься частным извозом. 8.11н од:ш студент-филолог не изучает физику.
9. Некоторые врачи - терапевты.
10. Все следователи по образованию юристы.
№ 4. Сделайте вывод из следующих суждений сперва путем превращения, затем путем обращения и, наконец, путем протниопоставления предика!)1.
1. Все менеджеры имеют в споем подчинении определенное число работников.
2. Некоторые летчики являются космонавтами.
3. Ни один магазин нашего города не подвергнут приватизации.
4. Все металлы электронроводны.
5. Некоторые денежные суммы населения хранятся в сберегатель ных кассах.
6. Ряд понятий отражает несуществующие объекты.
К ним относятся такие умозаключения, посылки и заключения которых являются суждениями отношения. Напоминаем формулу суждений с отношениями: a R с. Примеры: «Ставрополь расположен южнее Москвы», «Людмила — дочь Клары», «Масло дороже молока».
Важнейшие типы свойств отношений порождают соответствующий тип умозаключений.
Отношение называется симметричным, если оно имеет место как между предметами а и с, так и между предметами с и а. Схематично: a R с -^j с R а. Правило: из посылки, име-
53
ющей структуру a R с, с необходимостью следует заключение, имеющее структуру с R а. Если, к примеру, статья вашего сотрудника помещена в одном номере журнала со статьей известного автора, то отсюда можно заключить, что статья известного автора помещена в одном номере журнала со статьей вашего сотрудника. Если, другой пример, Валентина сестра Ирины, из этого следует, что Ирина сестра Валентины. Отношение симметричности выражается терминами «быть равным», «быть родственником», «служить в одном полку с .», «сыграть вничью с .».
Отношение называется рефлексивным, если каждый член отношения находится в таком же отношении к самому себе. Например, если А = В, из этого вытекает, что А = А и В = В. Формула рефлексивности: a R с ->- a R а ' с R с.
Отношение называется транзитивным, если отношение между а и х имеет место, когда имеет место отношение между а и с и между сих. Пример: «Тамбов /а/ южнее /R/ Рязани /с/. Рязань /с/ южнее Москвы /х/. Следовательно, Тамбов /а/ южнее Москвы /х/. В виде формулы: / a R*-с R х/ - •> a R х. Здесь умозаключение степени, ибо все посылки и вывод являются суждениями об отношении степени, которое выражается словами «больше», «меньше», «правее», «левее», «позже», «раньше» и т. п.
УПРАЖНЕНИЯ:
№ 1. Укажите свойства отношении, на основании которых сделан вывод.
1. А подобно В. В подобно С. Значит, А подобно С.
2. А подобно В, следовательно, А подобно А и В подобно В.
3. А подобно В, следовательно, В подобно А.
4. Население Ставрополя меньше населения Ростова-па-Дону, а на селение последнего меньше численности населения Москвы. Следова тельно, численность населения Ставрополя меньше населения Москвы.