AwB.A
В
Приведем пример:
Стиль руководства может быть либо автократическим /
А/, либо попустительским /В/. Стиль руководства — ав-
нансовое состояние /В/.
Стиль руководства негюпустительский /В/.
Второй модус отрицающего — утверждающий: меньшая посылка отрицает одну из альтернатив, заключение утверждает другую альтернативу. Его_формула:
A v В. А В
Приведем пример:
Минеральные удобрения бывают или азотными, или
фосфорными, или калийными.
Данное минеральное удобрение не является ни азотным,
пи фосфорным.
Данное минеральное удобрение является калийным.
Заключение достоверно, если в большей посылке перечислены все возможные альтернативы. В первом примере нами не назван демократический стиль руководства, что привело к упрощенным альтернативам и слишком очевидному выводу.
Условно-разделительным называется умозаключение, в котором одна посылка условная, а другая является разделительным суждением. В зависимости от числа членов в разделительной посылке это умозаключение может быть дилеммой /два члена в разделительной посылке/, трилем-мой /три члена/ и полилеммой.
Рассмотрим дилемму. Она может быть конструктивной и деструктивной. Каждая форма в свою очередь делится на простую и сложную. Отсюда получается четыре варианта дилеммы.
Простая конструктивная дилемма состоит из двух посылок. Первая утверждает, что из двух различных оснований вытекает одно и то же следствие. Вторая /дизъюнктивное суждение/ утверждает, что одно или другое основание истинно. Заключение дает следствие. Формула: /А "-С/УВ ->С/. А^В С
Приведем пример:
Если положение фирмы на рынке ухудшается /А/, надо
искать новые рынки сбыта /С/.
Если финансовое состояние фирмы ухудшается /В/,
надо искать новые рынки сбыта /С/.
Ухудшается и положение фирмы на рынке /А/, и ее фи-
Следует искать новые рынки сбыта /С/. -J Сложная конструктивная дилемма также состоит из
f двух посылок. В первой — два основания, из которых выте-
't кают соответственно два следствия. Вторая посылка /дизъ-
юнктивное суждение/ утверждает истинность одного или другого основания. Заключение утверждает одно или другое следствие. Формула:
/А~*В/УС~-'Р/. AvC
BvD
Приведем пример:
Если цены либерализовать /А/, они могут возрасти /В/. Если с зарплаты снять ограничения /С/, она может увеличиться /D/.
Для стабилизации экономики надо выбирать между ли берализацией цен /А/ и снятием ограничений с запла- ты/С/. _
В таком случае надо выбирать между возрастанием цен
/В/ и увеличением размера зарплаты /D/.
Ситуация, описываемая данным видом дилеммы, приводит к необходимости из двух зол выбрать наименьшее, или, как говорили древние: «Посадить на рога дилеммы».
В простой деструктивной дилемме первая /условная/ посылка утверждает, что из одного и того же основания вытекают два различных следствия. Вторая посылка — дизъюнкция отрицаний обоих этих следствий. Заключение отрицает основание. Формула:
/А-»В/./А -CAB vС
А
Приведем пример:
Если предприятие идет к банкротству /А/, то происхо дит спад производства /В/ и ухудшается его финансовое положение /С/. _
Однако мы не наблюдаем ни спада производства /В/, ни ухудшения финансового положения /С/.
Признаков банкротства у данного предприятия нет /А/.
Сложная деструктивная дилемма содержит одну посылку, состоящую из двух условных суждений с разными основаниями и разными следствиями. Вторая посылка — дизъюнкция отрицаний обоих следствий. Заключение проводит
к дизъюнкции отрицаний обоих оснований. Формула: /А -В/ /С-РЛВуД |
AvC надежный партнер /А/, то он |
Приведем пример: Если мой компаньон меня не подведет /В/, Если мой компаньон энергичный человек /С/, то мой заказ выполнит в срок /D/. _
Однако оказалось, что_он меня и подвел /В/, и не выполнил заказа в срок /D/.
К сожалению, партнером компаньон оказался ненадежным /А/ и неэнергичным /С/.
Трилсммы, подобно дилеммам, делятся на конструктивные и деструктивные, простые и сложные. Не вдаваясь в рассмотрение этого вопроса, приведем пример простой конструктивной трилеммы:
Если технологические показатели завода ухудшаются, надо проконсультироваться у специалистов-управленцев по данному вопросу; если производственная дисциплина на заводе ухудшается, следует спросить со специалистов-управленцев; если социально-психологический климат ненормален, ответ могут дать специалисты-управленцы.
На данном заводе или ухудшились технологические показатели, или «хромает» дисциплина, или ненормальный социально-психологический климат.
Положение дел на заводе должно стать предметом анализа специалистов-управленцев.
УПРЛЖН НИИ Я:
№ 1. Даны чисти условные умозаключения. Найдите основание и следствие к условных посылках, сделайте вывод, приведите его формулу.
1. Если конкурент является дельцом в худшем смысле этого слова, то он не заинтересован в соблюдении норм рыночных отношений. Если он не заинтересован в соблюдении норм, го наши отношения с ним трудно прогнозиронать.
2. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачива ет реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.
3. Если средства производства находятся в руках отдельных лиц, то собственность приобретает частный характер. В этом случае подрывает ся монополия государства на производство товаров и услуг. С подрывом монополии появляется частный интерес к развитию производства.
4. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недейст вительным, если он произведен с нарушением жилищного кодекса. В случае признания обмена недействительным, стороны подлежат пересе лению в ранее занимаемые помещения.
5. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд принял такое решение, то он принимает меры к защите интере сов детей.
№ 2. Дано условно-категорическое умозаключение. Найдите в нем посылки и заключение, определите модус, дайте формулу.
1. Если концерн по производству продовольствия занимался выпус ком недоброкачественной продукции, то он может быть ликвидирован. Концерн выпускал недоброкачественную продукцию. Следовательно, он может быть ликвидирован.
2. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задер жан, значит, туман рассеялся.
3. Если изменяются экономические отношения, изменяются предс тавления людей о праве и морали. Экономические отношения измени лись, следовательно, появились изменения во взглядах людей на право и мораль.