рефераты по менеджменту

Стиль руководства и организация труда предпринимателя

Страница
6

Табл. 5. Ситуативная модель выбора стиля руководства

Ситуативные компоненты

Стиль руководства, связанный с эффективностью

Условие

Взаимоотношения руководитель-подчиненный

Структура задания

Должностные полномочия

1.

Хорошие

Высокая

Сильные

Директивный

2.

Хорошие

Высокая

Слабые

Директивный

3.

Хорошие

Низкая

Сильные

Директивный

4.

Хорошие

Низкая

Слабые

Рекомендующий

5.

Плохие

Высокая

Сильные

Рекомендующий

6.

Плохие

Высокая

Слабые

Рекомендующий

7.

Плохие

Низкая

Сильные

Рекомендующий

Директивный

8.

Плохие

Низкая

Слабые

Директивный

Данная модель позволяет улучшить эффективность деятельности менеджера за счет:

1. Подбора для данной группы или ситуации эффективного руководителя.

2. Изменения ситуации через:

- изменение отношений с подчиненными;

- подбор соответствующих сотрудников;

- улучшения психологической атмосферы;

- изменения уровня структурированности работы.

3. Изменения уровня власти менеджера в организации:

- усиления должностной позиции (движение информации только через руководителя, четкая иерархия подчинения);

- уменьшения должностной позиции (привлечение подчиненных к управлению, делегирование подчиненным части полномочий).

V. Ситуационная теория П. Херси и К. Бланшара.

Данная теория акцентирует внимание на том, что самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей (подразумевается способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели и т.д.). Данное состояние не является постоянным качеством лица или группы, а скорее характеристикой конкретной ситуации. Другими словами, в зависимости от выполняемой задачи, отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости». Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель субъективно определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями.

Как показано на рис. 6., имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей.

Первый стиль S1 требует, чтобы руководитель основное внимание акцентировал на выполнении задачи, игнорируя при этом человеческие отношения. Этот стиль называется «давать указания», он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости (Ml), которые либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу, и им требуются соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль.

Второй стиль S2 — подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости (М2). Руководитель дает конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать и в то же время поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.

Третий стиль S3 характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (МЗ). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Самым подходящим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений. Руководитель может повысить мотивацию и причастность своих подчиненных, предоставляя им возможность участвовать в принятии решений, что способствует их большему участию и причастности.

Четвертый стиль S4 характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. [7, 506-507].

К сожалению, не существует «единственного наилучшего» метода руководства. Ситуационный подход заслуживает наибольшего внимания, так как он кажется наиболее реалистичным. Он требует от руководителя умения давать оценку поведению людей, определению ситуации и эффективному способу воздействия.

В результате можно сделать вывод, что гибкость стиля руководства является важным показателем профессионализма менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и изменять ситуационные условия через: подбор кадров, изменения должностных полномочий, организацию труда и т.д.

Мотивация персонала

Величайший принцип управления

- вознаграждаемое поведение повторяется.

Ле Беф

Еще в конце 20-х годов американский ученый Э.Мэйо выдвинул концепцию «человеческих отношений», утверждавшую, что производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям, т.е. от человеческого, а не механического фактора.

На сегодняшний день важнейшей составляющей менеджмента является умение формировать мотивационные установки персонала в соответствии с поставленными целями, стоящими перед организацией.

Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для достижения целей организации [6; 143]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту