Данная проблема задействует принцип обратной связи. Необходимо знать какие последствия последуют за принятым решением со стороны партнера или руководителя. С этой целью на фирме применяется метод «открытых дверей», когда каждый сотрудник в любое время может обратиться к своему руководителю, чтобы он, как профессионал, оценил сделанный выбор и если потребуется, произвел необходимые корректировки.
Для эффективности обратной связи необходимо, чтобы она была правдивой, точной, подробной, осуществлялась незамедлительно. Сообщение о плохом выполнении работы только демотивирует работника. Если же указать, что именно было сделано неправильно, почему это случилось, как исправить ситуацию, и при этом не забыть затронуть положительные аспекты работы, эффективность такой обратной связи, несомненно, возрастет. Она может быть еще выше, если работник выяснит эти вопросы сам.
Вся мировая практика повышения эффективности деятельности организации доказывает, что какими бы современными не были техника и технологии, они останутся грудой железа, а эффект управленческих решений останется лишь на бумаге, если персонал предприятий не будет вовлечен в процесс управления, не будет нацелен на достижение миссии организации. Вместо отношений «начальник - подчиненный» постепенно должны формироваться отношения единого коллектива, основанные не на приказе и контроле, а на доверии и поддержке.
Применение принципов менеджмента в управлении ООО «Флагман»
«Тот, кто наилучшим образом служит обществу, выгадывает больше всех. Взаимосвязь организации, прибыли и служения обществу имеет свое подобие в живой природе: пчелы, мед и опыление. Перелетая с цветка на цветок, пчела стремится собрать нектар ради производства меда. Цветы же предоставляют пчелам свой нектар, чтобы добиться опыления. Подобным же образом организации используют общество для получения прибыли. Общество обеспечивает организации получение такой прибыли и, в свою очередь толкает ее на путь служения своим интересам» К. Татеиси.
Этим плакатом (расположенным на видном месте) начинается ежедневная рабочая деятельность сотрудников фирмы. Без лишних слов, бросив один лишь взгляд на плакат, человек собирается и настраивается на рабочий день, он как бы снова осознает для чего и как ему необходимо прилагать свои усилия. Практикой установлено, что отрицательный настрой сотрудников фирмы в начале дня лишает организацию как минимум 50% ее результативности.
МИССИЯ ООО «ФЛАГМАН»
Фирма ООО «Флагман» нацелена на оптимизацию логистических цепей от производителя металлопроката до металлоперерабатывающего предприятия широко используя для этого всю доступную информацию, возможности передовой техники и индивидуальные способности сотрудников фирмы.
Наша фирма нацелена на долгосрочное сотрудничество и с этой целью нами проводиться ежедневная работа по сбору, обработке и анализу информации в данном сегменте рынка для обеспечения организаций в качественной и недорогой продукции.
Мы очень ценим и дорожим, хорошими деловыми отношениями, как с потребителями, так и с поставщиками и стремимся к завоеванию репутации надежного партнера.
Ценностями нашей фирмы являются: честность, исполнительность, трудолюбие, оптимизм, инициатива, новаторство, достоверность, оперативность и руководство фирмы несет прямую ответственность за реализацию этих ценностей.
Нашим наиболее ценным капиталом являются люди. Мы стремимся реализовать на практике принцип «главное качество, а не количество» и найти возможность удовлетворить стремления сотрудников и наиболее полно развить и реализовать их потенциал.
Мы стремимся к завоеванию репутации надежного партнера!
Поскольку цели необходимо формировать в совместном диалоге высшего руководства организации и сотрудников фирмы, необходимо правильно определить границы и способы выработки целей. Так выработка миссии организации и основных направлений ее деятельности является прерогативой высшего руководства и при их выработки необязательно привлекать всех сотрудников организации, но достаточно важно, чтобы в миссии были отражены интересы сотрудников фирмы. Это значительно упрощает как сам процесс выработки целей (нет необходимости согласовывать мнения каждого, порой даже противоречивые), так и время на его выработку.
При выработке остальных целевых установок необходимо привлечение персонала фирмы, а для этого нужно проанализировать уровень его подготовки и, если уровень квалификации недостаточен, необходимо выработать схему, с помощью которой потенциал персонала фирмы можно было бы использовать максимально эффективно для процесса целеполагания.
Так, если сотрудники фирмы не представляют себе (или представляют достаточно туманно), что такое, к примеру, SWOT-анализ. Необходимо составить таблицу с пустыми графами и попросить, по возможности, каждого сотрудника заполнить в эти графы информацию обо всех факторах помогающих или мешающих им при работе с определением насколько сильно данные факторы осуществляют свое воздействие (для удобства и наглядности можно заполнить одну или несколько граф).
На основе миссии фирмы были выработаны общеорганизационные цели (рис. 10) направленные на повышение конкурентоспособности фирмы. Так как условия на рынке металлопроката представлены сильной конкуренцией среди большого количества торговых посредников, то такие факторы конкуренции как снижение цены, обеспечение высокого качества товара не оказывают нужного эффекта в отдаленной перспективе. Одному посреднику по различным причинам невозможно поддерживать цены на низком уровне продолжительное время а, следовательно, появляются торговцы способные в определенный момент времени предложить товар по более низкой цене в связи, с чем данный посредник теряет конкурентные позиции. Качество товара также является показателем относительно устойчивым, так как металлопрокат фирмы-посредники закупают в основном на одних и тех же металлургических комбинатах.
На фоне этого необходимы другие пути повышения конкурентоспособности организации в данном сегменте рынка. И таким путем для нашей фирмы стал информационный ресурс, а именно его систематизация и использование в коммерческих целях, за счет создания на базе компьютерной техники программ по ее сбору, систематизации, обработке и дальнейшему использованию.
Рис. 10. Фрагмент древа общеорганизационных целей ООО «Флагман»
Для оценки возможности реализации поставленных целей был применен «SWOT-анализ» (табл. 9). С его помощью были выявлены сильные стороны организации при реализации целевых установок и определены основные направления приложения усилий, а также выявлены отрицательные факторы неблагоприятно влияющих на деятельность фирмы и проанализированы возможности их преодоления. Точкой отчета начала проекта является 12.01.2005г.
Табл. 9. SWOT-анализ фирмы ООО «Флагман»
Цель |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
I |
II |
III |
Увеличение объема реализуемой продукции к концу 2005г. В два раза |
- наличие специализированных знаний в данной отрасли, - компетентность в ключевых вопросах, квалифицированный менеджмент, - опыт работы в данном сегменте рынка, - эффективное использование средств коммуникации, - эффективная система для привлечения инновационного персонала. |
- нет опыта практического применения, - отсутствие высококвалифицированного персонала, - недостаток офисной и компьютерной техники, - сложность обработки большого количества информации. |
Обеспечить финансами все этапы реализации миссии |
- имидж фирмы, - разработка бизнес проекта, - четкое представление необходимых сроков и размеров финансовых ресурсов для реализации всех этапов проекта, - возможность первоначального финансирования. |
- недостаток финансовых средств, - возможные ошибки использования финансов, - не отработан механизм работы с кредитами и кредитными организациями. |
Обеспечение чистой прибыли на уровне 2 000 000 руб. в год |
- имидж фирмы, - наличие современной оргтехники и компьютеров, - преимущество в издержках за счет эффективного использования информации, - опыт работы в данном сегменте рынка, - хорошее знание специфики данного рынка, - наличие деловых партнеров. |
- слабая сбытовая сеть, - отсутствие высококвалифицированного персонала, - ограниченный ассортимент, - ограниченные возможности оказания услуг (нарезка металла, отгрузка небольшого количества и т.д.), - недостаток финансовых средств. |